Найти в Дзене
Б У К В Ы

Отзыв: Тошнота , Жан-Поль Сартр, 1938

"Тошнота" — философия, символизм, литература. Книга, которую я хотела бы аналитически представить и порекомендовать сегодня, определенно не для всех. И я не имею в виду, что это не для всех, потому что его содержание шокирует, или потому, что его содержание противоречиво, или потому что его содержание сложно. Нет, « Тошнота » Жана-Поля Сартра не для всех, потому что вполне возможно прочитать книгу от корки до корки, не замечая, что она делает; и если вы сделаете именно это, то, вероятно, книга покажется вам довольно скучной. На самом деле, «Тошнота » наиболее симпатична, когда ее непритязательное содержание становится для вас шокирующим, противоречивым и трудным. На первый взгляд, «Тошнота» — это прерывистый дневник разочаровывающегося историка по имени Антуан Рокантен, который записывает свои мысли и переживания, когда он слоняется по городу Бувиль (что буквально переводится как «грязный город»). Но есть в ней тонкий элемент, связь между органической материей и экзистенциальными о

"Тошнота" — философия, символизм, литература. Книга, которую я хотела бы аналитически представить и порекомендовать сегодня, определенно не для всех. И я не имею в виду, что это не для всех, потому что его содержание шокирует, или потому, что его содержание противоречиво, или потому что его содержание сложно.

Нет, « Тошнота » Жана-Поля Сартра не для всех, потому что вполне возможно прочитать книгу от корки до корки, не замечая, что она делает; и если вы сделаете именно это, то, вероятно, книга покажется вам довольно скучной. На самом деле, «Тошнота » наиболее симпатична, когда ее непритязательное содержание становится для вас шокирующим, противоречивым и трудным.

На первый взгляд, «Тошнота» — это прерывистый дневник разочаровывающегося историка по имени Антуан Рокантен, который записывает свои мысли и переживания, когда он слоняется по городу Бувиль (что буквально переводится как «грязный город»).

Но есть в ней тонкий элемент, связь между органической материей и экзистенциальными откровениями, приближает читателя « Тошноты », к собственным философским основам Сартра.

Антуан Рокантен кладет руку на стул, и внезапно произвольность понятия «функция», якобы принадлежащая таким объектам, как стулья, становится ошеломляющей. И, в конце концов, волнует Рокантена, неужели стул имеет больше прав на определенный смысл и назначение, чем человек? Подобные встречи с другими людьми, с собственным телом и с растениями часто поражают Антуана Рокантена двусмысленной головокружительной болезнью: тошнотой.

Всепроникающая тревога этой тошноты несет в себе излюбленные экзистенциалистские темы, такие как тоска и отчаяние. Это явление может показаться вам до странности знакомым: вы рассматриваете что-то, и вас поражает мысль, что нет никакой причины, чтобы это было так, а не иначе. Наиболее распространенная версия этого опыта, вероятно, связана с языком. Какова реальная связь между словом «дерево» и теми вещами снаружи, с корой и листьями? Вот что подразумевается под произволом (а в других контекстах — под социальным строительством). Ну, включите это откровение на максимум, когда оно начнет применяться почти ко всему, и вы тоже можете испытать сартрианскую тошноту.

Вывод:

Книга неторопливая, но в целом это не книга шуток, банальной депрессии. Здесь есть над чем посмеяться (не в последнюю очередь над Антуаном Рокантеном). И, обещаю, что «Тошнота » не попытается оставить своего читателя валяющимся в тоске и отчаянии — тошнотворным — когда он закончится.

Это странная книга, но если у вас есть хотя бы мимолетный интерес к философии, то « Тошнота » — это классика, которую необходимо прочитать, и ворота в мир арены мысли, которые пытаются ответить на самые большие вопросы жизни.