Найти в Дзене
Кирилл Лящевский

ЗАГОВОРНЫЕ ТЕОРИИ

Уже упомянутое разделение общества на русских и тех, кто вылез со своим мнением, постоянно имеет продолжение. Столкнулся вчера с мнением (случайно посмотрел телевизор дальше кнопки номер два) о том, что выражающие свое мнение про «Рашка – нехорошая странашка» - это не то чтобы крамола крамольная. Это вот как бы право творческой интеллигенции так себя вести. Выразить свое сра…ое мнение на ситуацию. В доказательство приводился факт про то, что и войну во Вьетнаме американская интеллигенция всячески осуждала, закидывала хипповыми цветами и наркотиками. Возражение на то, что хиппи были за свободный секс и против войны, но – не против своего американского государства, расслышан не был.

Понятное дело, угодить всем так, чтобы были довольны все, просто невозможно. Какой угодной социализм с лицом капитализма не строй – будут бедные, будут обиженные, будут все те, которые будут считать свое мнение во временных точках истиной почище третьей страницы Библии.

Но это все так, теоретическое размазывание слов по тонкому льду мыслей. Хочется обратить внимание на вот такую штуку: есть такой литератор Глуховский. Не просто писатель, а настоящий чукча. Родился аж в 1979 году еще при Брежневе. Потом, как известно, Горбачев Берлинскую стену – сломал, а правление Ельцина позволило месье Глуховскому окончить «арбатскую школу №1231 им. В.Д. Поленова с углублённым изучением французского языка».

Французский язык оказался очень полезным, что позволило Глуховскому оказаться в состоянии «Четыре с половиной года жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции.» Россия молодого француза не прельщала тогдашними своими телесами, но ум, честь и совесть позволяли ему работать «военным корреспондентом в Израиле и Абхазии», а так же на «Радио России». Вроде как не мажорил, вроде как трудился.

Следующей вехой стало «С 2002 по 2005 год работал на европейском информационном телеканале EuroNews во французском Лионе, после чего вернулся в Россию и продолжил карьеру телекорреспондента на только что созданном Russia Today в качестве корреспондента кремлёвского пула. За три года работы объездил полмира, побывал на космодроме Байконур, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также на Северном Полюсе, откуда в июле 2007 года совершил первый в мире прямой телерепортаж. Сотрудничал с европейскими СМИ — немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским телеканалом Sky News. С 2007 по 2009 год работал ведущим «Маяк». В настоящий момент является колумнистом изданий «Сноб» и GQ.»

Конечно, когда слишком много проводишь времени в дороге, то писателем ты стать ну вот просто обязан. Тут – без вариантов.

А что бы такое написать?

И пришел месье Глуховский к мысли что писать нужно про поезда. Про обычные поезда? Не интересно. Довлатов писал. Тогда про какие поезда писать? О! Подземные есть. Тоже поезда. Грохочут, ездют, по старым временам всякой фигней воняли. Но ведь просто про метро писать – не интересно. Ну, метро. Ну, станции красивые. А давайте шандарахнем атомной войной! Уже интереснее. Короче, весь поток мыслей не знаю, но написал Глуховский книжку «МЕТРО-2033».

Не смотря на последовавшие не самые лестные отзывы, книжка стала популярной. Народ, истосковавшийся по нормальному ответу «Безумному Максу» притерпелся да и вчитался.

А вот тут… перейдем к масонским тайнам. Сложно утверждать, является ли Глуховский адептом Сороса, но вот удивительно как малопримечательное произведение уровня «рассказа для друзей» буквально за два года (первое издание 2005 года) стало вдруг очень издаваемым в дорогих обложках. А тут и компьютерная игра подоспела. А тут Глуховский продолжение написал. А тут его книга стала вселенной. Быстро так, резво. Неужели критики проглядели? Неужели ошиблись те, кто прочел и остался в недоумении?

Если вот так вот мысли на справочник электрика ладонью положить, то любой проект не должен быть сложным. Важна идея. Она должна быть простой, доступной, не отягощенной. Тогда ее легко развить до состояния, когда не нужно думать о слонах.

У меня нет никаких таких претензий к творческому таланту месье Глуховского. Честно, прочтя «МЕТРО-2033» я не поразился. Не удивился, слюной не истек. Случалось читать вещи более достойные, более интересные. Но ведь если зайти в книжный магазин, то с книгами Глуховского (и его вселенной) сможет конкурировать разве что Стивен Кинг. Правда, Кинг продолжает строить рожи Мартину, а вот Глуховский вдруг угодил в число именно тех, кто осудил действия России по денацификации на Украине. Странно? Чувак, ты же развил тему про то, как мы интересно будем жить в тоннелях метро после атомной войны в ожидании инопланетян. Чувак, про что что ты сейчас?

Забавно, но удивителен факт того, какой лютой поддержкой проспонсировался месье Глуховский в начале своей творческой карьеры: это тебе и дорогие издания, это тебе и компьютерная игра мирового уровня. Вот так, просто?!! Абалдеть… а почему не Вадима Панова? Почему – Глуховский?

Но вот если так совсем придирчиво, то Глуховский – это вполне себе Джоан, которая попала в цель со своим очкасто-шрамированным мальчиком. Правда я не припомню, чтобы Глуховский впроголодь писал на салфетках возле шаурмичной. Тут как-то так сразу «бах» и «метро». И Глуховский такой, симпатичный. И что-то в нем загадочное. И вот оказалось, что он хиты пишет. А раз такое крутое пишет, то у него и мнение свое есть. А раз мнение у Глуховского есть, то оно – правильное. А раз пишет Глуховский – то мнение мудрое. А раз мнение мудрое – то есть почитатели. А раз есть почитатели – то есть и читатели. А раз есть читатели – то есть дополнительные тиражи. Главное крупными буквами «МЕТРО» написать.

И уже Глуховский не писатель, а светоч. И даже текст в «Тотальный Диктант» можно написать. Ну чем не пример для молодежи?

А светоч вдруг берет и говорит, что плохие мы. И что, не верить – светочу русской литературы? Он же не Тургенев со своими немыми шавками; он же не Шолохов с история про речку; он же даже не Булычев с фантазиями про космическую пионерку. Он про метро написал. Про выживание. Про смерти. Про последствия атомного взрыва. Ой, неужели наш Глуховский это новый Робер Мерль? Да не, у Мерля французский был не очень и потому даже свой роман «Мальвиль» он составил из французского и английского языков.

Так вот и получается, что круче Глуховского только Акунин с непроизносимой фамилией. Только Акунин молодежи без надобности, а Глуховский…

И если вот следовать всему этому бреду, то не писатель получается, а какой-то потаенный агент влияния с четко ориентированной целевой и возрастной аудиторией. Если у Глуховского партбилет ЦРУ или значок MI6 – я не знаю, но хочется в это верить.