Добрый день, агрессоры.
Те, кто с автором достаточно давно, хорошо помнят публикации и рассуждения про рост стоимости сырья для энергетического перехода Евросоюза и Америки - и пусть тогда все это казалось чем-то гипотетическим, сегодня оно уже приобретает количественное наполнение.
О чудо чудное - проснулись западные аналитики, внезапно увидевшие грядущий дефицит базового сырья для зеленой энергетики, но начнем мы немного с другого, как и всегда.
Пока Евросоюз готовит нам новый пакет, который мы положим (покладем, поместим, поставим, запихнем, засунем - эстеты подчеркнут нужное) в пакет с пакетами, в Евросоюзе выясняются весьма неприятные вещи.
Для начала интересная табличка с одного из профильных сайтов:
Если кто не догадался, это лидеры производства автомобильных шин по 15 разным странам Европы с крупнейшими экономиками (в их масштабе, естественно) - на первом месте французско-немецкий Мишлен, на втором - немецкий Континенталь, на третьем - американский Гудиер.
Европа в принципе производит очень много шин - это вообще один из самых конкурентных рынков в мире, борьба на котором идет с разным успехом вот уже более сотни лет. Пока Мишлен впереди планеты всей, но ему в затылок дышит японский Бриджстоун - и вот теперь выясняется, что японцы могут не просто уйти вперед, а даже сплясать на могилах своих европейских конкурентов. Что там обычно пляшут японцы?
При чем тут Россия, спросите вы? При всем. Вот вообще при всем.
Состав современной шины - крайне сложная химическая штука, но у этой штуки есть базовая основа под названием "технический углерод". Это нечто, что весьма похоже на жирную сажу абсолютно черного цвета - и это нечто добывается исключительно из природного газа.
В шинах вообще много газовой химии - к примеру, синтетические волокна и грануляты. И если вот эти волокна и грануляты на мировом рынке еще можно найти по сходным ценам, то с техническим углеродом в Европе настоящая засада - более 60% технического углерода вырабатывается из российского газа, а замену ему получить невозможно ни сегодня, ни в обозримом будущем. Его тупо дороже везти из другого места, нежели производить непосредственно в Европе.
Иными словами, любое сокращение поставок природного газа из России в первую очередь бьет по газохимии, а потом уже по энергетике, по карманам маленьких европейцев в виде инфляции, по росту цен на все - ну а что вы там еще хотели, у нас сейчас настоящий цивилизационный конфликт, а не просто экономическая война. Либо вы нас унасекомите, либо мы вас уконтрапупим - и третьего просто не предусмотрено.
К слову. Изучая ведущие мировые бренды производителей шин, я не нашел в первой двадцатке ни одной российской компании. В связи с этим возник очень неприятный вопрос к нашему руководству - как, сидя на полном обеспечении всем без исключения сырьем для производства этих самых шин мы остаемся за бортом мирового рейтинга?
Нет, конечно, мы что-то там производим, в основном для внутреннего рынка - но почему, черт побери, мы за бортом мирового рейтинга? Если судить по себестоимости производства, то лучше России для этого страны в мире вообще не найти - у нас полный набор химикатов из нефти, газа и собственное производство металлокорда для шин.
Почему на двадцатом месте в рейтинге финский Нокиан - вы вообще ту Финляндию видели? Почему на 12 месте тайваньский Максис - у Тайваня нет ни своей нефти, ни своего газа, ни металлургического производства, а на сам остров без слез не взглянешь?
Остров площадью чуть более 36 тысяч квадратных километров способен создать мировой шинный бренд, а Россия с ее 27 млн км.кв. и набитыми под завязку природными сусеками - нет? С кого именно нужно спросить за такое положение дел?
Не умеете? Рядом китайцы, коих в первой двадцатке рейтинга уже четыре штуки. Рядом южные корейцы, у которых два мировых шинных бренда - и они с удовольствием поучаствовали бы в укреплении своих мест в мире.
Ладно, это лирика и риторические вопросы - хотя, повторюсь, их всегда стоит задавать власть предержащим. Хотя бы для того, чтобы не покрылись бронзой.
Ну а теперь к баранам. То есть к западным аналитикам, разувшим глаза.
Итак, в своем новом отчете под названием «Глобальные энергетические перспективы 2022» консалтинговая компания McKinsey заявила, что ветровая и солнечная энергия будет использоваться в качестве базовых генерирующих мощностей уже к 2030 году. Парни оптимисты, следует заметить.
В отчете отмечаются технологические достижения, которые позволили существенно снизить стоимость ветровой и солнечной энергии, электромобилей и аккумуляторных батарей в последние несколько лет - ууу, парни большие оптимисты.
А теперь послушаем практиков. Директор EV-стартапа Rivian, который поддерживает Amazon, предупредил о нехватке аккумуляторов для электромобилей:
«Проще говоря, все мировое производство элементов гораздо меньше 10% от того, что нам потребуется через 10 лет, - отметил Роберт Джозеф Скариндж. - Это значит, что 90%-95% цепочки поставок просто не существует».
То есть, если верить Скаринджу, мировое производство элементов для энергетического перехода и снижения зависимости от поганых нефти и газа российского происхождения необходимо в ближайшие восемь лет несколько увеличить?
Эдак в 15-20 раз, да? Ой как интересно. Тогда еще вопрос - а количество заводов по производству элементов для великого энергетического перехода тоже нужно увеличить в 15-20 раз? Или всего лишь раз в десять, повысив при этом производительность труда за счет новых технологий, работающих с помощью электричества, получаемого из сжигания угля? Мы правильно понимаем?
Тогда у нас тут еще куча вопросов. Первый - где ставить новые заводы? Второй - где брать для них сырье? Третий - где получать для заводов энергию? Четвертый - а кто на них будет работать? Пятый - а сколько понадобится затрат на многократное увеличение и обучение персонала для этих заводов? А времени на это хватит? Шестой - а как перевозить готовую продукцию при явном дефиците морского транспорта сегодня? Это что, морских транспортных судов нам тоже потребуется в десять раз больше? Седьмой... Так, стоп, список вопросов можно продолжать до бесконечности.
Казалось бы, хорошо развиты, по крайней мере, цепочки поставок в сфере генерации ветровой и солнечной энергии. Возможно, так и есть; однако поставки необходимых металлов сопряжены с трудностями, особенно в Европе.
Как и в случае с ископаемым топливом, в Европе отсутствуют достаточные мощности в добывающей промышленности, поэтому она сильно зависит от импорта. Еще больше осложняет ситуацию то, что основным поставщиком алюминия, никеля и цинка (базовые металлы для зеленой энергетики, ага - автор) в регион является Россия. Почти весь литий и редкоземельные элементы, используемые в Европе, также поступают из-за рубежа.
Красивая цитата, правда? Вот вам еще одна:
«Глобальный энергетический переход реализуется быстрее, чем проекты по добыче полезных ископаемых, при этом спрос на медь, кобальт, литий, никель и редкоземельные металлы может вырасти до 2035 года, что будет иметь разрушительные последствия», — заявили исследователи из Левенского католического университета (Бельгия), предупредившие, что Европа столкнулаcь с нехваткой всех основных компонентов энергетического перехода.
И заметьте - мы еще ни слова не сказали о ценах на вот это вот все. А цены растут, причем опережающими темпами - интересующиеся могут самостоятельно найти графики стоимости указанных металлов и элементов хотя бы за этот год. Ну и сравнить их с 2021 годом - там такая неземная красота, закачаешься.
Левенские католики вполне справедливо указывают, что срок зеленого энергоперехода в Европе стоило бы отнести с 2030 года лет так на двадцать - при условии, что весь остальной мир будет ударно трудиться над обеспечением этого проекта.
Тут ведь вот еще какая забавная штука - от начала планирования до начала массового производства любому руднику необходимо 15 лет. Неважно, где этот рудник расположен, в Европе или в Африке - вынь да положь 15 лет. А иногда и намного больше, учитывая особенности законодательства Евросоюза и экологических истериков.
Грубо говоря, зеленая энергетика на Западе сейчас развивается куда большими темпами, чем производство материалов для нее - в этом случае на определенном этапе обязательно возникнет дефицит, который со временем приобретет тотальный характер.
И тут появляется еще один важный вопрос, который постоянно задают в комментариях - неужели в Европе все идиоты?
Нет, не идиоты, дорогие мои. Это люди, воспитанные в либеральной модели - их уже там третье поколение, которое не может и не умеет мыслить категориями выживания общества. Третье поколение подряд, не знающее голода и дефицита самых элементарных вещей - и третья генерация политиков, которые точно знают, что все навороченное ими будут разгребать другие.
А вот сумеют ли разгрести - это наиважнейший вопрос для Евросоюза, который по историческим меркам моментально может приобрести статус "бывший". Слишком много противоречий, слишком много протестов - и слишком мало еды, бензина и тепла в домах уже ближайшей зимой.
Так что кормим витаминами боевых медведей и точим наши балалайки - свое придется защищать.