Потом мы совсем переехали в эти самые «глубокие» степи. И прожили в них без малого девять лет. Пришлись эти годы как раз на конец той самой знаменательной эпохи, когда строили сначала коммунизм, потом развитой социализм … но, так и не построили. Среди прочих других причин неудавшегося строительства (сам строил, знаю) было то, что в самый его разгар, наибольшую популярность среди «строителей» получили поговорки типа: «Работа не волк, в лес не убежит», «Работа дураков любит», «От работы кони дохнут», «Где бы ни работать – лишь бы, не работать» и т. д. и т. п.
И настолько крепко всё это въелось в кровь «строителей», что и сейчас, уже в то время, когда наступила эпоха строительства непонятно какого капитализма, нет-нет, и можно услышать: «Главное, создать вид». А зародилось это всё и получило развитие именно тогда, в наши советские времена.
Именно, как сейчас говорят, в «совковое» время, по - настоящему проявились изобретательность, изворотливость, хитрость и смекалка наших людей в умении «где бы ни работать – лишь бы, не работать».
Конечно, и сейчас попадаются очень даже «талантливые» в этом отношении люди. Но в том-то и дело, что «попадаются». А раньше в любой бригаде, в любом трудовом коллективе таких талантов было не счесть. Один из них особенно мне запомнился...
Работал я тогда на основном производстве посёлка. И был у нас в крупной бригаде слесарей-ремонтников Сергей «Чебурашка». Чебурашкой его звали, конечно же, за широко оттопыренные уши. Но не ушами своими он больше был знаменит. А особенным чутьём, я бы сказал, нюхом, благодаря которому он всегда, именно вОвремя и правильно, «создавал вид» занятого работой человека, самого трудолюбивого в бригаде. Хотя на самом деле был далеко не трудоголик.
Представьте себе картинку: полдень, жарища… даже насекомые попрятались. Какая к чёрту работа! Естественно, у всех самый большой, самый длинный, самый толстый «перекур». Кто-то вообще тенёк удачный «поймал» … и лежит, дремлет. Кто-то, действительно, сидит курит (перекур, же) до противления. Заядлые доминошники «шёпотом» стучат костяшками, в любую минуту готовые мгновенно замешать уже выстроенную «ленту». Кто-то травит анекдоты. Среди них и наш Серёга Чебурашка.
Вдруг ни с того, ни с сего Серёга вскакивает. «Зырк, зырк» по сторонам. Хватает кувалду и начинает бить её по краям молотком. Вроде, как образовавшийся наклёп сбивает. И тут же, откуда ни возьмись, коршуном залетает мастер: - Та-ак, Сергей у нас, как всегда работает. Ты, ты и ты – идёте, делаете тО-то и тО-то, а ты и ты – тО-то. Остальные, идут со мной. Срочная работёнка подвалила. Все только зло посмотрели на Чебурашку.
А однажды, вообще, «хохма» получилась. Почти посреди двора это было. Уже не летом, не в жару. Доски, ящики какие-то были там накиданы, вот и сидели все на досках «курили». Всё как обычно: анекдоты, общая «ржачка», шутки, прибаутки...
Вдруг Серёга резко встрепенулся, засуетился. Смотрим по сторонам: никого нет. А Серёга мечется, глаза навыкате, но найти ничего не может! Ни кувалды, ни молотка под рукой, ни лома, ни лопаты! Серёга – бац, на колени! На карачках заползал, и давай голый асфальт… локтем измерять! Видно, где-то в подсознании, вдруг вспомнилось, что когда-то предки наши длину локтями мЕряли. И только все подумали: «значит, сейчас какое-нибудь начальство появится», мастер – тут, как тут!
Подошёл и тоже внимательно на чумного нашего Чебурашку глазеть начал. А тот, как будто – никого рядом … ползает, ползает, меряет, меряет. И сам себе под нос что-то бормочет, но так, чтобы мастер слышал:
- Блин, сволочи, даже метку не оставили... И уже, обращаясь к бригадиру:
- Вась, а ты не помнишь: где здесь до того, как асфальт положили колодец смотровой был?
«Какой колодец?! Да ещё смотровой?! И в помине здесь никогда никакого колодца не было». Но на всякий случай бригадир отвечает:
- Не помню. Давно было. Забыл.
Мастер, уж слишком задумчиво моргает глазами, глядя на Серёгу. Потом, как бы отмахнувшись обращается к бригадиру: - Ну ладно, Сергей занят. А у вас, как дела? Закончили, утреннее задание?
- Да почти, - нехотя отвечает тот. - Ну хорошо. Давайте побыстрей заканчивайте. А мне два человека нужны. У тебя есть, свободные?
Бригадир подталкивает двоих, подвернувшихся. Ведь абсолютно все сейчас «свободные», кроме Серёги, конечно. Мастер их быстро уводит. Как только мастер и те двое «свободные» скрылись из виду, все собираются вокруг Чебурашки.
А тот невозмутимо продолжает ползать на четвереньках. Ни один мускул не дрогнет на его лице. - Хорош, Серёга, хватит притворятся, ушли уже - хлопает его кто-то по спине.
И тут (вот это, у Серёги «нюх»!) откуда-то, уже совсем издалека раздается недовольный голос мастера: - Василий! Не мешайте Сергею работать. Заканчивайте своё!
Все только переглянулись, покачали головами и разошлись.