Привет, друзья!
Недавно в комментарии к одной из предыдущих статей кто-то из читателей в очередной раз сказал, что Бузыкин из "Осеннего марафона" 1979 года - настолько отрицательный персонаж, что вызывает отвращение.
Я никогда не скрывала, что люблю и этот фильм, и актера Олега Басилашвили, сыгравшего Бузыкина. Да и самого Бузыкина я... нет, не люблю, но жалею. Сочувствую ему. И, видя все его недостатки, не считаю плохим человеком и отрицательным персонажем.
На мой взгляд, есть в этом фильме герои, гораздо больше заслуживающие порицания. Та же Аллочка. Милейшее создание, а на деле - та еще манипуляторша. Но о ней я тоже писала (ссылки на все статьи по "Осеннему марафону" дам в конце этого текста). А вот о ком еще ни разу не писала - так это о Варваре.
И на самом деле, не Аллочка, а именно Варвара - самый матерый манипулятор в этом фильме. Посудите сами.
Сложилось общее мнение, что Бузыкин - плохой человек, негодяй, изменник, а Варвара - бедная-несчастная, и ее надо жалеть. Ну, или как минимум воспринимать как глупышку, дурочку, недотепу, несчастное создание, неспособное существовать в этом бренном мире.
И Бузыкин, и Алла считают Варвару нелепым существом, которое просто не в состоянии совершить какой-либо поступок. Не опасное, не представляет угрозы. Ну как можно всерьез опасаться вечно болеющую неудачницу?
На деле же Варвара - продуманная и расчетливая мадам. Которая распрекрасно умеет и существовать, и приспосабливаться, и находить себе источники пропитания. И тех людей, к которым можно присосаться.
Тот же Бузыкин совершает все свои неблаговидные поступки, повинуясь эмоциям, чувствам, не умея найти выхода. От безнадеги, от нерешительности, а не по умыслу. Варвара же - действует именно с холодным расчетом, а не от скудости ума или неумения найти выход. Нет, выход у нее давно найден - это существовать за счет других.
Когда она понимает, что не укладывается в срок со сдачей перевода, что она делает? Обращается к Бузыкину и играет на его чувстве жалости, на его неумении отказать, сказать "нет". Она прекрасно знает его мягкий характер, и отлично использует это знание в личных целях.
Точно так же цинично и хладнокровно та же Варвара устраняет Аллочку, наврав ей, что Бузыкин давно уже ушел домой. Тогда как в это время Бузыкин сидит в квартире Варвары и работает за нее. Аллочка может помешать, поэтому Варвара, не считаясь ни с ее чувствами, ни с чувствами друга, нагло врет им обоим.
Варваре наплевать, что из-за этого у Бузыкина будут проблемы с Аллочкой. А кроме того - и с супругой, потому что домой Бузыкин вовремя снова не пришел. Но для Варвары это ерунда. Она преследует личные интересы.
Слушайте, а может она вообще еще со студенчества влюблена в Бузыкина? А Андрей на нее - ноль внимания, только друг. Сперва женился на Нине Евлампиевне своей, а затем - взял в любовницы Аллочку. А Варвара все ждет и ждет его мужского внимания, которого все нет и нет. И вот она с упоением наблюдает, как он изменяет супруге, и с не меньшим упоением строит козни его отношениям с любовницей Аллочкой. Как вам такая теория?
Но конечно, верх манипуляторского мастерства, когда, совершенно обнаглев и ощутив вседозволенность после того самого удачного перевода Бузыкина, Варвара не постеснялась обратиться к нему же, чтобы он помог ей с переводом автора, которого вместо него отдали ей - Скофилда.
И при всем при этом Варвара еще имеет наглость стыдить Бузыкина за то, что он не рад ее успеху. Успеху, который она украла у него же. А ведь в то время, пока он пахал на нее, он мог заняться своим переводом.
Андрей Бузыкин мечтал о Скофилде. Варвара это прекрасно знала. Теперь же, она не просто не отказалась от этой работы, но еще и не погнушалась просить Бузыкина, чтобы он дал ей свои наработки по нему. То есть, снова собралась обокрасть друга, да еще и не стесняется ему об этом говорить.
При этом Варвара манипулирует Андреем, говоря о совести и о том, что ей первый раз доверили что-то стоящее. Видимо, рассчитывая, что Бузыкину станет стыдно и он побежит делать за нее и эту работу, теряя тапки. В довершение всего Варвара пытается добить Бузыкина очередной психологической манипуляцией, говоря: "Я не хочу, чтобы ты считал это свинством". Что должен сделать всякий приличный человек? Конечно же, заверить, что он не считает это свинством и вообще он благородный и добрый. Ну и как после этого обвинять варвару в непорядочности? Да никак.
Эта сцена на лестнице института - вообще отлично проработана с точки зрения манипуляции одного человека другим. Варвара одновременно и отняла у Бузыкина самое дорогое, его мечту, и в то же время попыталась воззвать к его чувству вины и сделать его же агрессором, а себя - жертвой. То есть, его же сделала во всем виноватым. Браво ей.
В общем, что я хотела сказать. Бойтесь не Андреев Бузыкиных, а Варвар. Андрей - не опасен, он не управляет даже собственной жизнью. А вот Варвара - страшный человек. Поскольку управляет жизнями других, и очень успешно.
Спасибо всем :)
Ниже - ссылки на статьи о фильме "Осенний марафон"