Найти в Дзене

Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Статья посвящена современной образовательной технологии легоконструирования и робототехники. Подчеркивается, что данная технология способствует формированию познавательных интересов ребенка и формирует такие знания и умения, которые необходимы будущему первокласснику.

Легоконструирование и робототехника способствует развитию у дошкольников умений выполнять действия руками под контролем сознания, у ребят улучшается мелкая моторика пальцев рук, движения пальцев становятся более точными, кроме того происходит формирование глазомера, осуществляется совершенствование навыков пространственного ориентирования не только на рабочей поверхности, но и относительно самого себя.

Легоконструирование и робототехника предполагает выполнение не только индивидуальные задания, но и групповые, что развивает коммуникативные навыки у обучающихся.

Конструкторы lego − это занимательный материал, активизирующий детскую фантазию, воображение, развивающий моторные навыки. По требованиям ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий, lego−конструирование введено в образовательный процесс ДОО и определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

В робототехнике для детей дошкольного возраста используют легоконструкторы серии Lego Education WeDo 2.0. Кроме деталей в набор входят электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления. В наборах есть подробные инструкции и методические материалы, а также не менее 277 элементов, которые позволяют сделать нужную модель более маневренной и «умной». Электронный механизм позволяет детям эффективно постигать азы программирования. Ребенок сам занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему график передвижения, манипуляций, что помогает в развитии воображения и учит планированию.

Так, конструкторы LEGO серии Образование (LEGO Education) несут определенную смысловую нагрузку и знания, поскольку смоделированы таким образом, что в процессе занимательной игры дети получают максимум информации о современной науке и технике, первоначальные знания по физике, математике, информатике, в процессе работы с конструктором становятся строителями, архитекторами, инженерами. Начиная с простого, ребенок постепенно, радуясь своим успехам, стремится к освоению сложного. Реализуемые в детском саду программы по робототехнике основаны преимущественно на моделировании, которое, в свою очередь, способствует освоению дошкольниками основных принципов программирования сконструированных моделей, развитию зрительномоторной координации и изобретательских умений.

Конструирование предметов из lego − деталей – является превосходным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Конструкторы lego обладают очень важными для развития детей дошкольного возраста возможностями. Выделяют следующие преимущества lego−конструкторов:

− широкие технические характеристики;

− многофункциональность;

− эстетический внешний вид;

− возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.

Систематическое обучение дошкольников конструированию способствует их подготовке к школе, активизирует способность учиться, получать новые знания, добиваться задуманного результата. К тому же конструирование не ограничивается рамками дошкольного учреждения, а имеет дальнейшее продолжение в школе. Робототехника, в свою очередь, способствует развитию логического мышления детей, технической изобретательности, содействует социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Образовательная робототехника подразумевает работу в коллективе, в парах, что способствует воспитанию навыков коллективного взаимодействия, умения договориться, распределить объем работы, отобрать необходимый материал, работать дружно, оказывать взаимопомощь. Кроме того, занятия робототехникой и легоконструированием имеют большое значение для художественно – эстетического воспитания, при знакомстве детей с архитектурными достопримечательностями родного края, знаменитыми постройками и сооружениями развивается художественный вкус.

Основная идея внедрения легоконструирования и робототехники в дошкольных организациях, заключается в том, что этот вид деятельности способствует: 

− развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира;

− формируется логическое мышление, творчество, художественный вкус;

− развиваются ценные качества личности, такие как: целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

Таким образом, занятия по легоконструированию и робототехнике у  ребенка дошкольного возраста стимулируют любознательность, развивают мелкую моторику, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.