Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 50 лет фильму "Человек на своём месте"

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно! Странноватый у меня сегодня выбор для очередной публикации цикла, да? Ладно - фильмы культовые, у всех на слуху, а это что? Нечто из "деревенской жизни", "про колхоз"... В СССР с начала 70-х, когда был пройден период малокартинья и каждая киностудия, начиная с "Мосфильма" и заканчивая "Киргизфильмом" обязательно выдавала в прокат продукцию о жителях села, ленты на подобную тематику очереди в кинотеатры не привлекали. Исключение , сиречь зрительскую любовь, завоевали только телевизионные многосерийные эпопеи вроде "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", но это категория особая... Так всё же - почему "Человек на своём месте" с его негромким юбилеем? Я объяснюсь... Прежде всего, «Человек на своём месте» - понятие актуальнейшее и сегодня. Достаточно пять минут посмотреть телевизор, а ещё лучше – почитать альтернативные, а не «ручные» СМИ, чтобы понять: людей «на своём месте» (особенно – в вы
"... человек проходит как хозяин..." Постер, конечно, отражает суть фильма, но в кинотеатр точно не манит. Броскости не хватает!
"... человек проходит как хозяин..." Постер, конечно, отражает суть фильма, но в кинотеатр точно не манит. Броскости не хватает!

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Странноватый у меня сегодня выбор для очередной публикации цикла, да? Ладно - фильмы культовые, у всех на слуху, а это что? Нечто из "деревенской жизни", "про колхоз"... В СССР с начала 70-х, когда был пройден период малокартинья и каждая киностудия, начиная с "Мосфильма" и заканчивая "Киргизфильмом" обязательно выдавала в прокат продукцию о жителях села, ленты на подобную тематику очереди в кинотеатры не привлекали. Исключение , сиречь зрительскую любовь, завоевали только телевизионные многосерийные эпопеи вроде "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", но это категория особая... Так всё же - почему "Человек на своём месте" с его негромким юбилеем? Я объяснюсь...

Вот он - новый герой 70-х. Обаятелен, деловит, точно знает - чего хочет и как этого добиться, и... романтичен
Вот он - новый герой 70-х. Обаятелен, деловит, точно знает - чего хочет и как этого добиться, и... романтичен

Прежде всего, «Человек на своём месте» - понятие актуальнейшее и сегодня. Достаточно пять минут посмотреть телевизор, а ещё лучше – почитать альтернативные, а не «ручные» СМИ, чтобы понять: людей «на своём месте» (особенно – в высшем руководстве) у нас – раз, два и обчёлся. Друзья детства, институтские собутыльники и их молодое потомство – это всё замечательно, трогательно до слёз, прямо наглядная иллюстрация к понятию "вертикальный непотизм", но зачастую ни черта не эффективно. Толковый руководитель, к тому же – молодой, на дороге, под пальмой или там в дровах каких-нибудь не валялся никогда. И Пётр I, и Николай I, и Столыпин ещё жаловались – работать не с кем. А уж что говорить о начальнике, умеющем и не боящемся принимать самостоятельные решения, а не озирающемся испуганно «наверх»... Вот примерно о таком «руководителе нового типа» и рассказывал фильм Алексея Сахарова по сценарию Валентина Черных. Оба – люди «с именами». В активе Сахарова – популярный фильм «Коллеги» 1962 года, впереди – не совсем справедливо забытая и даже впечатляющая местами целинная эпопея «Вкус хлеба» и милейшая «Барышня-крестьянка». Для Черных «Человек на своём месте» - дебют в большом кино, затем будут «Любовь земная», «Москва слезам не верит», тот же «Вкус хлеба», «Выйти замуж за капитана» и ещё порядка сорока работ.

Деловые женщины 70-х. Ярко. Стильно. Сексуально.
Деловые женщины 70-х. Ярко. Стильно. Сексуально.

Главное достоинства таких «производственных» фильмов – чтобы не было скучно. И чтобы не было очевидных «косяков». Так, например, ваш автор, долгое время в 80-х работавший в обслуживании огромных ЕС ЭВМ, всегда откровенно хохотал над киношными учёными той эпохи, с деловым видом под бравурную музыку тычащими пальцами в процессор (индикаторы которого, собственно, ничего, кроме рабочего состояния ЭВМ, не показывают) и на полном серьёзе изучающими перфоленту. Невозможно прочесть перфоленту!!! И перфокарту тоже. А если и нашёлся бы такой чудак, то опять же – там только ИСХОДНАЯ информация, и так всем известная!.. Так вот, «Человек на своём месте» всего этих ляпов и сюжетной тоски счастливо избежал.

Настоящий руководитель - если надо - и за руль грузовика может... Уточним сразу: со стерхами в фильме никто не летает!
Настоящий руководитель - если надо - и за руль грузовика может... Уточним сразу: со стерхами в фильме никто не летает!

Его и смотреть-то интересно и пользительно – как на гоголевскую даму, приятную во всех отношениях. Немного производственной тематики. Немного лирики. И – целый ряд прекрасных актерских работ – как исполнителей старшего поколения, так и молодёжи. Это – в первую очередь – дебют в меру брутального, в меру ироничного Владимира Меньшова, чуть позже прогремевшего в своём режиссёрском дебюте «Розыгрыш», и нездешне прекрасная Анастасия Вертинская. Из актеров второго плана – безупречные и здесь, и всегда Армен Джигарханян, Лев Дуров, отвечающий за «комичную» линию фильма Георгий Бурков (упорно пытающийся пропихнуть через нового председателя на хлебные места родственников) и трогательнейшая Нина Меньшикова.

Застолье по-советски. Скромно и скоромно.  Из закусок - овощи. Кажется, есть селёдочка с лучком. Главное - компания.
Застолье по-советски. Скромно и скоромно. Из закусок - овощи. Кажется, есть селёдочка с лучком. Главное - компания.

Сам сюжет про молодого специалиста, предложившего самого себя на должность председателя колхоза, вроде как и не должен заинтересовать зрителя. Видели, знаем, чего там! А, представьте, - интересно! Прежде всего – как герой Меньшова выпутывается из замкнутого круга: хочется построить крупный животноводческий комплекс – а никак, дороги нет.

Производственное совещание по-советски. Курить - можно. Очень много телефонов. Стол по длине ничуть не уступает знаменитому, белому, хорошо нам знакомому теперь монстру...
Производственное совещание по-советски. Курить - можно. Очень много телефонов. Стол по длине ничуть не уступает знаменитому, белому, хорошо нам знакомому теперь монстру...

Договаривается насчет дороги с богатым соседом – химкомбинатом – все проектные бюро загружены работой на несколько лет вперёд. Привлекает к проектной работе студентов-старшекурсников – начинаются недовольства самоуправством молодого руководителя... Очень похоже на современную Россию, только у нас бюрократии и волокиты – ещё больше. И снято это – с каким-то почти юношеским задором: а вот, мол, каково?! Откровенно говоря, рекомендовал бы просмотр «Человека на своём месте» всем современным чиновникам: учитесь! А «прямые линии» председателя колхоза – ничего не напоминают? Уж не отсюда ли «подглядели»?..

- Здравствуйте, дорогие односельчане! В эфире - радиостанция "Голос доярки" и я - её DJ Семён Бобров
- Здравствуйте, дорогие односельчане! В эфире - радиостанция "Голос доярки" и я - её DJ Семён Бобров

Из таких хозяйственников как герой фильма Семён Бобров, в 90-е получались те самые "красные директоры", что держали свои заводы и предприятия до последнего... пока новая эпоха с приватизацией не смела и их, и их заводы, и всех, кто на них работал, или эти самые заводы попросту не "отжали" другие, более наглые и циничные.

Задачка не из лёгких: как уломать хитрого армянина - директора комбината-гиганта - изменить направление автотрассы? Вопрос Джигарханяна вполне логичен: - А нам-то это зачем? Крюк - аж в 7 км! Но у нашего героя свои контраргументы
Задачка не из лёгких: как уломать хитрого армянина - директора комбината-гиганта - изменить направление автотрассы? Вопрос Джигарханяна вполне логичен: - А нам-то это зачем? Крюк - аж в 7 км! Но у нашего героя свои контраргументы

И пусть «деревенские» сцены фильма опять же немного напоминают своей чистой наивностью "Старые песни о главном" и современный «Спиннер любви» от USB и Дюши Метёлкина – это не недостаток картины, а, скорее, достоинство «исходника». Просто – мы так жили. И вспомнить нам – есть что.

Кто в любом фильме всегда на своём месте - так это красивая девушка
Кто в любом фильме всегда на своём месте - так это красивая девушка

И таки - почему же я вспомнил именно этот фильм? Чем он кажется мне важным сегодня? Тут вот что... Хороший пример. С 2011 года в Москве открыто 90 станций метро. То есть в среднем по 9 станций в год. А в моём Петербурге в это время празднуют открытие одной старой станции после ремонта. И дело не в финансировании и не в моём почтении к (боже упаси!) Бордюрычу: всё-таки Питер - не Саранск и не Вологда (при всём уважении к этим городам). Суть - в отношении к делу. Как мне кажется, Семён Бобров на месте губернатора как-то законопатил бы эту чёрную питерскую метродыру, в которую всё только уходит, но ничего из неё не выходит. И снег при нём убирался бы. И исторические здания не сносили бы "нечаянно". И ленточки он публично не резал бы повсюду - за нехваткою времени. И трамваи не преподносились бы СМИ "на окладе" как "истинно питерский вид транспорта" (город прирастает человейниками, а метро-то не строится!)...

Не удержусь, приведу, казалось бы, совершенно "не отсюда" взятый диалог из моей любимой "Неоконченной пьесы":

- Ты единственный доктор в округе! А у тебя как милостыню просят то, что ты давать обязан. Ты обязан почитать каждую возможность помочь ближнему...
- ... Но если о тебе, Мишель, говорить, то ты тоже не самый старательный учитель, которого я в своей жизни встречал
Это я виноват? Каюсь. Если я негодный учитель, тебе можно к больным не ездить? Пусть все мрут, а ты будешь по гостям гулять, водку трескать! Только я в отличие от тебя университет не кончил и чужого места не занимаю. А ты его кончил, так что будь любезен соответствовать...

Вот оно!.. Вот это - про "чужое место"! Актуально, чего уж...

Как сейчас не достаёт их - честных, умных, обаятельных и по-хорошему упрямых "людей на своём месте", и как рябит в глазах от "людей не на своём"... И сколь же много мы утратили - за те пятьдесят лет, с которыми и поздравляю нашего юбиляра.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Все предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи", равно как и самые удачные статьи и циклы канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"