Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
Странноватый у меня сегодня выбор для очередной публикации цикла, да? Ладно - фильмы культовые, у всех на слуху, а это что? Нечто из "деревенской жизни", "про колхоз"... В СССР с начала 70-х, когда был пройден период малокартинья и каждая киностудия, начиная с "Мосфильма" и заканчивая "Киргизфильмом" обязательно выдавала в прокат продукцию о жителях села, ленты на подобную тематику очереди в кинотеатры не привлекали. Исключение , сиречь зрительскую любовь, завоевали только телевизионные многосерийные эпопеи вроде "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", но это категория особая... Так всё же - почему "Человек на своём месте" с его негромким юбилеем? Я объяснюсь...
Прежде всего, «Человек на своём месте» - понятие актуальнейшее и сегодня. Достаточно пять минут посмотреть телевизор, а ещё лучше – почитать альтернативные, а не «ручные» СМИ, чтобы понять: людей «на своём месте» (особенно – в высшем руководстве) у нас – раз, два и обчёлся. Друзья детства, институтские собутыльники и их молодое потомство – это всё замечательно, трогательно до слёз, прямо наглядная иллюстрация к понятию "вертикальный непотизм", но зачастую ни черта не эффективно. Толковый руководитель, к тому же – молодой, на дороге, под пальмой или там в дровах каких-нибудь не валялся никогда. И Пётр I, и Николай I, и Столыпин ещё жаловались – работать не с кем. А уж что говорить о начальнике, умеющем и не боящемся принимать самостоятельные решения, а не озирающемся испуганно «наверх»... Вот примерно о таком «руководителе нового типа» и рассказывал фильм Алексея Сахарова по сценарию Валентина Черных. Оба – люди «с именами». В активе Сахарова – популярный фильм «Коллеги» 1962 года, впереди – не совсем справедливо забытая и даже впечатляющая местами целинная эпопея «Вкус хлеба» и милейшая «Барышня-крестьянка». Для Черных «Человек на своём месте» - дебют в большом кино, затем будут «Любовь земная», «Москва слезам не верит», тот же «Вкус хлеба», «Выйти замуж за капитана» и ещё порядка сорока работ.
Главное достоинства таких «производственных» фильмов – чтобы не было скучно. И чтобы не было очевидных «косяков». Так, например, ваш автор, долгое время в 80-х работавший в обслуживании огромных ЕС ЭВМ, всегда откровенно хохотал над киношными учёными той эпохи, с деловым видом под бравурную музыку тычащими пальцами в процессор (индикаторы которого, собственно, ничего, кроме рабочего состояния ЭВМ, не показывают) и на полном серьёзе изучающими перфоленту. Невозможно прочесть перфоленту!!! И перфокарту тоже. А если и нашёлся бы такой чудак, то опять же – там только ИСХОДНАЯ информация, и так всем известная!.. Так вот, «Человек на своём месте» всего этих ляпов и сюжетной тоски счастливо избежал.
Его и смотреть-то интересно и пользительно – как на гоголевскую даму, приятную во всех отношениях. Немного производственной тематики. Немного лирики. И – целый ряд прекрасных актерских работ – как исполнителей старшего поколения, так и молодёжи. Это – в первую очередь – дебют в меру брутального, в меру ироничного Владимира Меньшова, чуть позже прогремевшего в своём режиссёрском дебюте «Розыгрыш», и нездешне прекрасная Анастасия Вертинская. Из актеров второго плана – безупречные и здесь, и всегда Армен Джигарханян, Лев Дуров, отвечающий за «комичную» линию фильма Георгий Бурков (упорно пытающийся пропихнуть через нового председателя на хлебные места родственников) и трогательнейшая Нина Меньшикова.
Сам сюжет про молодого специалиста, предложившего самого себя на должность председателя колхоза, вроде как и не должен заинтересовать зрителя. Видели, знаем, чего там! А, представьте, - интересно! Прежде всего – как герой Меньшова выпутывается из замкнутого круга: хочется построить крупный животноводческий комплекс – а никак, дороги нет.
Договаривается насчет дороги с богатым соседом – химкомбинатом – все проектные бюро загружены работой на несколько лет вперёд. Привлекает к проектной работе студентов-старшекурсников – начинаются недовольства самоуправством молодого руководителя... Очень похоже на современную Россию, только у нас бюрократии и волокиты – ещё больше. И снято это – с каким-то почти юношеским задором: а вот, мол, каково?! Откровенно говоря, рекомендовал бы просмотр «Человека на своём месте» всем современным чиновникам: учитесь! А «прямые линии» председателя колхоза – ничего не напоминают? Уж не отсюда ли «подглядели»?..
Из таких хозяйственников как герой фильма Семён Бобров, в 90-е получались те самые "красные директоры", что держали свои заводы и предприятия до последнего... пока новая эпоха с приватизацией не смела и их, и их заводы, и всех, кто на них работал, или эти самые заводы попросту не "отжали" другие, более наглые и циничные.
И пусть «деревенские» сцены фильма опять же немного напоминают своей чистой наивностью "Старые песни о главном" и современный «Спиннер любви» от USB и Дюши Метёлкина – это не недостаток картины, а, скорее, достоинство «исходника». Просто – мы так жили. И вспомнить нам – есть что.
И таки - почему же я вспомнил именно этот фильм? Чем он кажется мне важным сегодня? Тут вот что... Хороший пример. С 2011 года в Москве открыто 90 станций метро. То есть в среднем по 9 станций в год. А в моём Петербурге в это время празднуют открытие одной старой станции после ремонта. И дело не в финансировании и не в моём почтении к (боже упаси!) Бордюрычу: всё-таки Питер - не Саранск и не Вологда (при всём уважении к этим городам). Суть - в отношении к делу. Как мне кажется, Семён Бобров на месте губернатора как-то законопатил бы эту чёрную питерскую метродыру, в которую всё только уходит, но ничего из неё не выходит. И снег при нём убирался бы. И исторические здания не сносили бы "нечаянно". И ленточки он публично не резал бы повсюду - за нехваткою времени. И трамваи не преподносились бы СМИ "на окладе" как "истинно питерский вид транспорта" (город прирастает человейниками, а метро-то не строится!)...
Не удержусь, приведу, казалось бы, совершенно "не отсюда" взятый диалог из моей любимой "Неоконченной пьесы":
- Ты единственный доктор в округе! А у тебя как милостыню просят то, что ты давать обязан. Ты обязан почитать каждую возможность помочь ближнему...
- ... Но если о тебе, Мишель, говорить, то ты тоже не самый старательный учитель, которого я в своей жизни встречал
Это я виноват? Каюсь. Если я негодный учитель, тебе можно к больным не ездить? Пусть все мрут, а ты будешь по гостям гулять, водку трескать! Только я в отличие от тебя университет не кончил и чужого места не занимаю. А ты его кончил, так что будь любезен соответствовать...
Вот оно!.. Вот это - про "чужое место"! Актуально, чего уж...
Как сейчас не достаёт их - честных, умных, обаятельных и по-хорошему упрямых "людей на своём месте", и как рябит в глазах от "людей не на своём"... И сколь же много мы утратили - за те пятьдесят лет, с которыми и поздравляю нашего юбиляра.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Все предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи", равно как и самые удачные статьи и циклы канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"