"Фильм хороший - параллели отвратительные"
В нынешних реалиях как-то очень и очень непросто даже подобрать фильм, тематически связанный с Днём Победы. Но, подождите - ведь советских картин о Великой Отечественной полно, а современных опусов обо всём об этом и вовсе какое-то неприличное количество понашлёпали. Гляньте расписание любого функционирующего кинотеатра - после ухода голливудских блокбастеров, там тридцать процентов киноклассики, и семьдесят - про "можем повторить!". Только речь совсем не об этом сегодня должна быть...
Давайте поговорим о фильме, взявшем в 1958-м году золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля... ой, да кого это на самом деле парит? Важность и ценность фильма "Летят журавли" не в том, где и какую награду он отхватил. Но для начала нам бы стоило затронуть сюжет - иначе понять все мои дальнейшие разглагольствования будет немного сложновато. Так вот - июнь 1941-го, утро 22-го числа, парень и девушка расходятся по домам, уговорившись встретиться на следующей неделе... как сами догадываетесь - шансов на это маловато. Молодой заводчанин Борис в числе первых отправляет заявку пойти добровольцем на фронт - юная невеста, Вероника, по прозвищу "Белка" его обязательно дождётся, он в этом железно уверен! Реальность, правда, повернулась совершенно другим боком - вытаскивая раненого сослуживца из под обстрела, парень сам получил ранение. Правда, в тылу об этом никто и не знал - для Вероники пока главная трагедия - гибель родителей под артобстрелом. Конечно же, семья Бориса готова ей помочь, а тут ещё и утешитель под боком вырисовывается в лице родственника запропавшего в неизвестность жениха, пианист Марк. Он ещё в мирное время к Белке подкатывал, но тут то война, бардак - куда девчонка денется? Ну, она никуда и не делась, даже замуж за него вышла, чисто чтобы слухов не плодилось больше необходимого. А вот писем что-то от Бориса так и не идёт, который год уже. Похоронка, увы, доехала уже слишком поздно...
Я сейчас захожу на офигительно тонкий лёд, друзья мои, потому что совместными силами понятно кого, тематика Великой Отечественной в целом, и Дня Победы в частности превращена в какой-то адский балаган из милитаризма и нерушимых скреп, а любой разговор о том что война это плохо, срочно признаётся дискредитацией действий вооруженных сил... хотя, казалось бы, при чём тут вообще это и современность? Я, конечно, не в курсе чему там нынче учат в школах, но помнится лет так двадцать назад, когда был двенадцатилетним школотроном, в ходу было уважение к ветеранам и благодарность им за то, что они своими невероятными жертвами (в том числе и жизнями) обеспечили мир. Фильм-то, собственно, к этому и ведёт - победа, чтобы больше не было никаких войн, а целью стало созидание. Где и когда успело что-то поломаться - вот кто бы его знал, если честно.
Тут ведь вся суть в том, что мирные люди не готовы даже к толике тех кошмаров, что несёт за собой любая война - жизнь делится на до и после: вот беззаботная Белка и её мечты о свадьбе - а вот абсолютно потерянная в хаосе тыловой неразберихи Вероника. Жизнь у неё сломана, как её жить дальше - она не знает, впрочем не знают и все окружающие, кто как может, цепляясь за привычные дела. Одни просто продолжают со всей возможной стойкостью выполнять свой долг, другие опускаются до скотства и аморальщины. Тоже, кстати, показательный момент - иначе попросту можно свихнуться от душевной боли и страха, потому что психика у человека крайне хрупка. Сам-то он выживет в любой ситуации, не хуже крысы или таракана, но вот повредить кукуху - вообще ничего не стоит, причём даже в мирное время. А тут на долю девушки выпала не только потеря любимого, но и смерть родителей, и изнасилование... фильм об этом напрямую не говорит, но для того времени и Голливуд был точно таким же пуританским, тут исключительно намёки. И, да, если уж говорить строго - "Летят журавли", это разновидность бытовой драмы, потому что война здесь практически сведена до роли декорации на далёком фоне, и появляется напрямую крайне ненадолго.
Техническая сторона исполнения - да ёлки-палки, к фильму практически нереально придраться. Запредельно высококлассная операторская работа, отличная постановка, тут даже незачем делать скидку на год выхода - настолько хорошо смотрится в кадре ВСЁ. Включая, кстати, актёрскую игру - не особо надолго задерживающийся в кадре Алексей Баталов в роли Бориса, и невероятно красивая Татьяна Самойлова. Впрочем, менее узнаваемые актёры тоже хороши, особенно Александр Шворин в роли максимально мерзотного ублюдка - Марка. С этим персонажем, правда, связана крайне специфическая сюжетная линия, которая при просмотре фильма сейчас вызовет кучу вопросов. Ведь пианисту в итоге влетело за то, что он обманом получил бронь от призыва, а не за то что он изнасиловал невесту своего брата - все шишки за эту ситуацию получает... Вероника.
При партийном показе, правда, героиню Никита Хрущёв обозвал шлюхой... но Кукурузный Джо вообще тот ещё мыслитель и интеллектуал - если б не его странные решения, может быть и не происходило бы сейчас то, что мы наблюдаем. Энивей, как говорят некоторые, кино ещё и про невероятную волю к жизни - героиня ведь отказалась от затеи броситься под поезд. Впрочем, лет так через десять Самойлова с ним снова встретится в образе Анны Карениной... ладно, сам понимаю насколько неуместны тут мои любимые пошутейки, как-то не до смеха, честно говоря. А за фильм - 10 из 10, безоговорочно. Ну, разве что не могу посоветовать тем странным гражданам, которые упорно считают что чёрно-белые фильмы смотреть незачем, потому что они "старые и примитивные" - как раз для таких, видимо, раскрашивали "Семнадцать мгновений весны".