Найти тему
VIDEO\GAMES

Летят журавли (1957)

"Фильм хороший - параллели отвратительные"

В нынешних реалиях как-то очень и очень непросто даже подобрать фильм, тематически связанный с Днём Победы. Но, подождите - ведь советских картин о Великой Отечественной полно, а современных опусов обо всём об этом и вовсе какое-то неприличное количество понашлёпали. Гляньте расписание любого функционирующего кинотеатра - после ухода голливудских блокбастеров, там тридцать процентов киноклассики, и семьдесят - про "можем повторить!". Только речь совсем не об этом сегодня должна быть...

"Летят журавли" визуально ближе к европейскому кино, со всеми этими заковыристыми ракурсами
"Летят журавли" визуально ближе к европейскому кино, со всеми этими заковыристыми ракурсами

Давайте поговорим о фильме, взявшем в 1958-м году золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля... ой, да кого это на самом деле парит? Важность и ценность фильма "Летят журавли" не в том, где и какую награду он отхватил. Но для начала нам бы стоило затронуть сюжет - иначе понять все мои дальнейшие разглагольствования будет немного сложновато. Так вот - июнь 1941-го, утро 22-го числа, парень и девушка расходятся по домам, уговорившись встретиться на следующей неделе... как сами догадываетесь - шансов на это маловато. Молодой заводчанин Борис в числе первых отправляет заявку пойти добровольцем на фронт - юная невеста, Вероника, по прозвищу "Белка" его обязательно дождётся, он в этом железно уверен! Реальность, правда, повернулась совершенно другим боком - вытаскивая раненого сослуживца из под обстрела, парень сам получил ранение. Правда, в тылу об этом никто и не знал - для Вероники пока главная трагедия - гибель родителей под артобстрелом. Конечно же, семья Бориса готова ей помочь, а тут ещё и утешитель под боком вырисовывается в лице родственника запропавшего в неизвестность жениха, пианист Марк. Он ещё в мирное время к Белке подкатывал, но тут то война, бардак - куда девчонка денется? Ну, она никуда и не делась, даже замуж за него вышла, чисто чтобы слухов не плодилось больше необходимого. А вот писем что-то от Бориса так и не идёт, который год уже. Похоронка, увы, доехала уже слишком поздно...

в фильме почти незаметна характерная для советского кинематографа театральность
в фильме почти незаметна характерная для советского кинематографа театральность

Я сейчас захожу на офигительно тонкий лёд, друзья мои, потому что совместными силами понятно кого, тематика Великой Отечественной в целом, и Дня Победы в частности превращена в какой-то адский балаган из милитаризма и нерушимых скреп, а любой разговор о том что война это плохо, срочно признаётся дискредитацией действий вооруженных сил... хотя, казалось бы, при чём тут вообще это и современность? Я, конечно, не в курсе чему там нынче учат в школах, но помнится лет так двадцать назад, когда был двенадцатилетним школотроном, в ходу было уважение к ветеранам и благодарность им за то, что они своими невероятными жертвами (в том числе и жизнями) обеспечили мир. Фильм-то, собственно, к этому и ведёт - победа, чтобы больше не было никаких войн, а целью стало созидание. Где и когда успело что-то поломаться - вот кто бы его знал, если честно.

прямо через кадр сквозит напряжение между сидящими за одним столом персонажами
прямо через кадр сквозит напряжение между сидящими за одним столом персонажами

Тут ведь вся суть в том, что мирные люди не готовы даже к толике тех кошмаров, что несёт за собой любая война - жизнь делится на до и после: вот беззаботная Белка и её мечты о свадьбе - а вот абсолютно потерянная в хаосе тыловой неразберихи Вероника. Жизнь у неё сломана, как её жить дальше - она не знает, впрочем не знают и все окружающие, кто как может, цепляясь за привычные дела. Одни просто продолжают со всей возможной стойкостью выполнять свой долг, другие опускаются до скотства и аморальщины. Тоже, кстати, показательный момент - иначе попросту можно свихнуться от душевной боли и страха, потому что психика у человека крайне хрупка. Сам-то он выживет в любой ситуации, не хуже крысы или таракана, но вот повредить кукуху - вообще ничего не стоит, причём даже в мирное время. А тут на долю девушки выпала не только потеря любимого, но и смерть родителей, и изнасилование... фильм об этом напрямую не говорит, но для того времени и Голливуд был точно таким же пуританским, тут исключительно намёки. И, да, если уж говорить строго - "Летят журавли", это разновидность бытовой драмы, потому что война здесь практически сведена до роли декорации на далёком фоне, и появляется напрямую крайне ненадолго.

у Бориса, героя Алексея Баталова, совсем немного экранного времени - но характер раскрыт максимально
у Бориса, героя Алексея Баталова, совсем немного экранного времени - но характер раскрыт максимально

Техническая сторона исполнения - да ёлки-палки, к фильму практически нереально придраться. Запредельно высококлассная операторская работа, отличная постановка, тут даже незачем делать скидку на год выхода - настолько хорошо смотрится в кадре ВСЁ. Включая, кстати, актёрскую игру - не особо надолго задерживающийся в кадре Алексей Баталов в роли Бориса, и невероятно красивая Татьяна Самойлова. Впрочем, менее узнаваемые актёры тоже хороши, особенно Александр Шворин в роли максимально мерзотного ублюдка - Марка. С этим персонажем, правда, связана крайне специфическая сюжетная линия, которая при просмотре фильма сейчас вызовет кучу вопросов. Ведь пианисту в итоге влетело за то, что он обманом получил бронь от призыва, а не за то что он изнасиловал невесту своего брата - все шишки за эту ситуацию получает... Вероника.

Марк, герой Александра Шворина, вызывает подозрения с самого начала, но не выглядит карикатурным подлецом
Марк, герой Александра Шворина, вызывает подозрения с самого начала, но не выглядит карикатурным подлецом

При партийном показе, правда, героиню Никита Хрущёв обозвал шлюхой... но Кукурузный Джо вообще тот ещё мыслитель и интеллектуал - если б не его странные решения, может быть и не происходило бы сейчас то, что мы наблюдаем. Энивей, как говорят некоторые, кино ещё и про невероятную волю к жизни - героиня ведь отказалась от затеи броситься под поезд. Впрочем, лет так через десять Самойлова с ним снова встретится в образе Анны Карениной... ладно, сам понимаю насколько неуместны тут мои любимые пошутейки, как-то не до смеха, честно говоря. А за фильм - 10 из 10, безоговорочно. Ну, разве что не могу посоветовать тем странным гражданам, которые упорно считают что чёрно-белые фильмы смотреть незачем, потому что они "старые и примитивные" - как раз для таких, видимо, раскрашивали "Семнадцать мгновений весны".

те самые журавли, ага...
те самые журавли, ага...