Найти тему
Культурный Петербург

«КОГДА МЫ БЫЛИ НА ВОЙНЕ»

В российский прокат в канун Дня Победы вышли сразу два новых игровых фильма о различных эпизодах Вликой Отечественной войны. В картине «Первый Оскар» Сергея Мокрицкого рассказана история создания известного документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», ставшего первым в истории советским обладателем премии Американской киноакадемии. А лента Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином» повествует об уникальной операции советских летчиков в августе того самого 41-го, когда они совершили первый, но не последний, дерзкий авианалет на столицу фашистской Германии.

Показательно, что обе картины посвящены событиям первого года войны, которые не очень хорошо известны широкой публике, что в некоторых случаях давало возможность их создателям придумать сюжеты и эпизоды, явно расходящиеся с фактами и документальными свидетельствами о произошедшем более 80 лет назад. В этом явно преуспел Сергей Мокрицкий, когда-то уверенно доказавший фильмом «Битва за Севастополь», что ему по плечу батальное кино. Хотя именно из предыдущей ленты в нынешнюю перекочевали прежние манеры его авторского почерка.

Прежде всего, это смешение собственной истории о том, как студенты операторского факультета ВГИКа приняли участие в съемках той самой военной хроники, которая частично и вошла в окончательный вариант легендарного документального кинополотна, с любовной мелодрамой образца 1941 года. Два однокурсника – Иван Майский (Тихон Жизневсккий) и Лев Альперин (Давид Момот) – борются за сердце будущей актрисы Юны (Дарья Жовнер). Но волею обстоятельств именно им на фронте приходится снимать хронику вместе. И у каждого свой подход к тому, как снимать события войны. Собственно, эти эпизоды и есть самая интересная и захватывающая часть фильма, когда нам показывают процесс съемок тех знаменитых на весь мир кадров. При этом реальные участники процесса Леонид Варламов и Илья Копалин остаются где-то на периферии сюжета, также как и другие члены съемочного коллектива.

В «Первом Оскаре» царит вымысел и фантазия. Даже там, где ее быть не могло в соответствии с историческими фактами. Например, празднование дня рождения Юны в октябре 41-го, когда враг стоял у ворот Москвы и столица была объявлена на осадном положении. Или совершенно немыслимая в условиях военного времени сцена несостоявшейся дуэли Ивана и Льва с боевым оружием в помещении ВГИКа. Понятно, что так надо было показать всю глубину конфликта в любовном треугольнике, но фильм, судя по названию, задумывался не про амурные страсти, а про то, как снималось в условиях смертельной опасности кино.

Здесь публику поджидает и еще один сюжетно-композиционный сюрприз от авторов «Первого Оскара», когда действие картины перебрасывается вперед в 1942-43 гг., в Лос-Анджелес, гле продюсер Дэвил Селзник пытается продвинуть уже снятый фильм «Москва наносит ответный удар» (именно так переназвали знаменитую документальную ленту в США) на премию «Оскар». Эти эпизоды выглядят слегка наивными и абсолютно бессмысленными, потому что подобное «забегание» вперед ничего нового к нащему восприятию истории о военных кинооператорах не добавляет. Что и приводит в финале к тому, что фильм Мокрицкого в буквальном смысле слова распадается на две отдельных картины: о том, как любовные страсти мешают снимать военную кинохронику, и о том, как за океаном пробивали награду советской документальной ленте. А заканчивается «Перый Оскар» и вовсе прямой цитатой из голливудской версии киновойны под названием «Перл-Харбор», когда зрители узнают, что Иван, жених Юны, погиб на фронте, а Лев стал ее мужем, и они вместе воспитывают сына. Его, конечно, назвали Ваней.

Что же касается премии «Оскар», то, на мой взгляд, гораздо более важной для всех создателей «Разгрома…» была оценка фильма лично Сталиным, с чьей подачи и были запущены его съемки. В результате картина имела широкй прокат в воющей стране, а ее создатели были удостоены Сталинской премии.

Очевидным контрастом ленте Сергея Мокрицкого выглядит драма «1941. Крылья над Берлином», где в центре сюжета оказались все-таки реальные люди, совершившие невероятное. И здесь мы увидели желание режиссера ничего не придумывать, а рассказать историю подвига летчиков в сложных и опасных условиях. В центре – генерал Жаворонков (Сергей Пускепалис), командующией авиацией ВМФ, который и готовит удар возмездия по логову фашистского зверя. В реальности его совершили лётчики 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота, который возглавил полковник Преображенский (Максим Битюков). Рядом с ними, как и положено в игровом кино, разные вымышленные персонажи, которых не очень-то успеваешь и запомнить, потому что для режиссера картины главным, по его словам, была историческая достоверность совершенного полета вглубь территории противника.

Хотя и в «Крыльях..» не обошлось без легких намеков на любовные отношения между некоторыми летчиками и обитательницами эстонского острова Сааремаа, где находилась временная база авиаотряда. Что, однако, не успевает нанести мелодраматический урон этой суровой и в чем-то даже суховатой на эмоции военной драме о летчиках. Порою кажется, что режиссер намеренно формирует у публики ощущение контраста между тем, как готовятся летчики к выполнению особо важного задания и летней, расслабляющей обстановкой аэродрома у моря. Будто и нет войны. И враг не рвется к Москве и Ленинграду, Киеву и не захватил уже всю Белоруссию. Тем резче выглядят в фильме эпизоды, связанные с налетами немцев, а в финальной части картины и сам рейс на предельной высоте и на предельное расстояние.

Любопытный нюанс: летчики с пониманием относились к важности своей авиамиссии, но не считали ее чем-то героическим. Они, по словам одного из героев картины, «выполнили свою работу». Что напомнило фразу из другой военной ленты «28 панфиловцев». Героями их назвали после. И в этом заключен глубокий смысл нашего нынешнего отношения к людям, защищавшим Родину на той, Великой войне. Ведь есть такая профессия. Цитату каждый из нас наверняка сможет продолжить самостоятельно.

На то и существует кино, чтобы напоминать нам о том, как герои былых времен были на войне, что они при этом чувствовали, и как сражались за Победу. Каждый на своем месте. Наш зрительский опыт в нынешнем году стал на два фильма о войне богаче.

Сергей Ильченко

#фильм #оскар #сталин