В Швейцарии за определение стоимости жизни отвечает Управление по пространственному развитию. В 2019 году человеческая жизнь оценивалось в 6,9 млн франков.
Определить стоимость жизни априори невозможно. Человек не является товаром, и хорошо сказано, что каждая жизнь священна, потому её ценность бесконечна. Однако всему есть своя цена. Жизни тоже. Определением цены жизни населения занимается такая наука, как статистика. Статистическая стоимость жизни – это сумма, которую общество готово заплатить, чтобы избежать смерти
Именно так объясняет понятие статистической ценности жизни учёный из Федерального управления по пространственному развитию (ARE) Жозефина Леуба в интервью на телеканале RTS.
Для Швейцарии в 2019 году стоимость жизни, рассчитанная на основе справочного значения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляла 6,9 млн франков.
В 2012 году ОЭСР установила среднее значение в 3 миллиона долларов; это значение было принято различными странами и ежегодно адаптировалось в зависимости от их ВВП.
На расчёт стоимости жизни также влияют транспорт и окружающая среда. «Внешние транспортные издержки – это все затраты транспортной системы, но не те, что оплачиваются пользователями», – отмечает Жозефин Леуба, научный сотрудник Федерального управления территориального развития.
В первую очередь к таким издержкам относятся расходы на загрязнение воздуха и шум, которые приводят примерно к 2’000 преждевременных смертей в год. Чтобы рассчитать эти затраты, нужно знать статистическую ценность жизни.
Определение ценности этих потерянных жизней позволяет принять меры по их предотвращению. В частности, позволяет политикам определять размер бюджета, который необходимо инвестировать, чтобы снизить риск, которому подвергаются граждане, тем самым избежав смертей. Данная величина также позволяет провести анализ всех затрат и выгод.
Насколько безопасна дорога?
Цифра в 6,9 млн франков используется при принятии решений по проектам обеспечения безопасности дорожного движения, очистки территорий, политики в области здравоохранения и по предотвращению стихийных бедствий.
К примеру, на одном из наиболее сложных участков оживлённой кантональной дороги в Альпах автомобилисты рискуют попасть под камнепад или оползень. В результате, с одной стороны, мы имеем риск для людей, а с другой – риск для инфраструктуры и товаров.
Чтобы получить общее представление о всём риске, нужно монетизировать «риск человека», для чего и используется это пресловутое определение ценности человеческой жизни.
Хотя в данном случае речь больше идёт о сумме, которую общество готово вложить, чтобы избежать смерти.
Взвешивание затрат и выгод
В целом в транспортном секторе риск смерти оценивается как один случай смерти каждые 20 лет, не считая травм. При этом бюджет внешних транспортных издержек составляет 9 миллионов франков плюс ежегодное обслуживание. В итоге в Швейцарии стоимость издержек оказывается выше стоимости жизни.
Конечно, невозможно добиться нулевого риска. Тем не менее, логично предположить, что, допустим, регулярные камнепады на пешеходной тропе принесут меньше вреда, чем на оживлённой кантональной трассе.
Цена года жизни с точки зрения здоровья
В некоторых областях (таких как здравоохранение) для более точной оценки предпочтительнее использовать значение, относящееся к одному году, а не к всей жизни. В частности, сравнивая между собой год жизни в реанимации или год жизни в добром здравии, директор аналитического центра Avenir Suisse Жером Косандей объясняет зависимость ценности жизни от качества жизни и состояния здоровья.
Естественно, монетизация ценности человеческой жизни порождает много этических вопросов. В частности, насколько государство готово вкладываться в здоровье и безопасность каждого жителя Конфедерации.
Необходимость отвлечься от эмоционального
Естественно, что каждый больной хочет получить полноценное лечение. В итоге из года в год растут счета от больничных касс, которые затем оплачиваются из страховых взносов тех же пациентов. Такое двойственное состояние, при котором каждый пациент одновременно является и плательщиком, позволяет немного отвлечься от эмоций, рационально подойдя к оценке стоимости жизни.
Если мы слишком уж низко оцениваем человеческую жизнь, то рискуем не обеспечить надёжной защитой отдельных людей. Напротив, при определении её бесконечно высокой стоимости ни один вид транспорта не будет достаточно надёжным, а ни одна мера безопасности достаточно безопасной, чтобы защитить жизнь человека. //SA
(rts/тв)
Tags:
Свежие новости из Швейцарии: www.swissafisha.ch