То что называется "информационная война", началось не в феврале этого года, а много лет назад. Поэтому странно, что некоторые, выкатив глаза, сейчас суматошно сетуют на наши упущения в этой битве и предлагают свои рецепты. Начну с того, что медиаотрасль - единственная в стране у которой нет и никогда не было стратегии развития. Ну, то есть, начальники были, бюджеты выделялись, гранты осваивались, конференции и форумы проводились, бесполезные рейтинги и топы публиковались, которые делали тоже не за бесплатно какие-то компании... А вот стратегии не было и нет. Давайте скажем честно, что на медиа рынке была вакханалия. С этим и подошли к решающим битвам. И подошли настолько неготовыми и разрозненными в действиях, что даже спустя полтора месяца после начала спецоперации, не можем понять где и кто центры ответственности за информационную политику. Года два назад, я одному очень влиятельному и приличному такому деятелю федерального медиа-сообщества написал, что как-то странно, когда целая отрасль от которой сегодня слишком многое зависит в больших и малых битвах живет на авось, никто не может ответить на вопрос, что с ней будет через, не то чтобы спустя год-два, а даже через месяц, какие цели в своем развитии она ставит, как будет действовать в критических ситуациях, для чего и во благо чего тратятся несметные средства. В стране даже нет единого понимания сколько собственно тратиться, кто и что в этой медиамашине и для чего делает, какого уровня и каких компетенций отрасли нужны кадры, что они будут делать и кто и для чего будет ими руководить, организовывать те или иные стратегические медиапроекты и многое в том же духе. Знаете, что он мне ответил? "Вот вы такой умный, вы и пишите свои стратегии. а мы знаем, что делать". Жалко, что потеряны годы, утеряно возможное стратегическое преимущество страны на глобальном медиапросторанстве, бездумно съедены средства, разобщены и вообще непонятно в каком состоянии кадры. Состояние настолько плохое, что, я повторюсь, до сих пор на медиафронте страны полный разброд, нет центра ответственности, никто ни на йоту в медиаструктурах ничего не изменил принципиально в своей работе, за исключением разве что того, что на экранах тв стало чуть меньше развлекательных программ, ведущие некоторых из которых просто покинули страну. Мы сейчас больше надеемся на коллег из Китая или Индии - может они что-то там произнесут спасительное, что заполнит сплошь негативный глобальный меаландшафт. Я уже не говорю о таком специфическом сегменте, как молодежная аудитория. Оказалось, что с ней и работали не понятно как и для чего и сейчас ничего не могут предложить. Поверьте мне, я не раз за последний месяц входил в молодежные аудитории, где сотни собравшихся многое слышат впервые и даже не верят, что с ними способны выстраивать конструктивный обмен информацией с учетом их страхов, потерянности, недостаточности знаний. Но такие встречи, в том числе, в медиаполе должны были проходить раньше, а сейчас они не могут быть разовыми. Речь должна вестись о постоянном целенаправленном контентном потоке. Но кто это сегодня системно делает? Это вопрос в пустоту. Очень грустная на мой взгляд ситуация. Сейчас не хочу уподобляться массе и давать умные советы со стороны что нужно делать. Большинство действий в данный момент осуществляется ситуативно. Более того, они проходят в режиме отбивания атак, ни о каких медианападениях никакой речи сейчас решатели в этой отрасли не ведут. Повесткой дня наши медиаменеджеры давно не управляют. Все же успехи в фантастической консолидации населения вокруг лидера страны и обозначенных им задач, следует отнести исключительно к верности действий собственно лидера и традиционном срабатывании на ментальном уровне российского принципа молниеносной консолидации перед лицом общего врага. Тут нам Запад с его олигофреническим давлением на страну помог совершить невозможное для мирного времени. Ошибки придется исправлять безусловно, учитывая, что информационная война не закончится ещё очень долго. Точнее, век информации и информационных технологий только будет расширять возможности этой войны.
И в этой битве нам нужна четкая стратегия, нам нужны создаваемые в её рамках свои "кинжалы" и "гиперзвук", нам нужно системное понимание и цели взаимодействия с теми, кто создает необходимые цифровые инструменты, нам нужно долгосрочное понимание границ после которых свобода слова переходит в нечто иное, нужно определение платформ, инструментов и средств атаки на глобальном медиаполе, нам нужны выстраиваемые медиапрактики, подчиненные социальным технологиям, играющим на долгосрочный и устойчивый результат, а не те, что сегодня для меди ставят политтехнологи, большей частью невесть кто такие, и чьи мысли и задачи не уходят дальше исполнения краткосрочных, сиюминутных потребностей.