Найти тему
361 подписчик

«Гимн солнечному камню»: янтарная выставка Александра Крылова

  • Автор: Лев Сёмин

В здании Присутственных мест в Великом Новгороде открылась выставка «Гимн солнечному камню. Янтарь Александра Крылова». Художник-реставратор представил новгородцам десятки произведений, не имеющих мировых аналогов.

Александр Крылов — реставратор, «Заслуженный художник РФ», член жюри Международного конкурса янтарных изделий. Награждён орденом Почёта, медалью «За вклад в наследие народов России» и медалью Российской Академии художеств «Достойному».

Четверть века Александр Крылов воссоздавал знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе. Проект успешно завершился в начале нулевых годов, после чего художник основал авторскую мастерскую «Янтарь Крылова», где за компанию с резчиком Денисом Фёдоровым непрерывно создавал художественные произведения.

  • Янтарная комната — своего рода символ русско-германских отношений. Изначально она создавалась в Пруссии, затем была подарена России, похищена нацистскими оккупантами, и в итоге возрождена нашими мастерами. Так, спустя три столетия, хранителем комнаты стал Александр Крылов.

За спиной автора — сотни работ: разнообразные стили, виртуозные техники. В стенах музея-заповедника янтарь свободно слился с металлом, жемчугом, местами с деревом и костью. Новгородцам представили россыпь изделий: от икон, скульптурных портретов и пасхальных яиц до ларцов, шкатулок, настольных украшений и ваз.

фото Ксении Лысенко (news.novgorod.ru)
фото Ксении Лысенко (news.novgorod.ru)

Торжественное открытие провели гендиректор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева, глава Новгородской митрополии Лев (Николай Церпицкий) и зампредседателя правительства Новгородской области Елена Кирилова. К ним присоединился директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.

— Скажу по секрету, ранее эти работы находились в часовне-ризнице Храма Спаса на Крови, куда я часто заезжал перед работой в прошлом году. Знаете, когда над головой свинцовое небо, солнечный камень буквально притягивает к себе. Буду счастлив, если новгородцам выставка понравится. Сегодня можно встретить множество изделий из янтаря, но Александр Михайлович единственный в России, а может быть и в мире, работает с этим камнем вручную, — отметил Юрий Мудров.

Как пояснили экскурсоводы, ранее Александр Крылов отреставрировал внушительную часть янтарных коллекций Музея декоративно-прикладного искусства в Берлине и Народного музея в Белграде. Автор открыл целые направления: иконы и скульптуры из янтаря. А украшенная резьбой и гравированным орнаментом скрипка его авторства, вопреки всем законам, действительно зазвучала.

  • При археологических исследованиях Новгорода обнаружены тысячи изделий и заготовок из янтаря. По мнению ряда учёных, камень поступал к нам в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики. Часть шла как поделочный материал на нужды самих новгородцев, остальное же — на продажу в Среднюю Азию и на Восток. Новгородские ремесленники шлифовали, полировали и гравировали изделия. Встречался даже янтарный лак.
— На протяжении всей истории люди воевали, мирились, потом братались и сватались. Достоевский сказал, что без веры в Бога русский человек — животное. Если же мы перестанем обращать внимание на культуру, именно в них мы и превратимся — будем думать только о том, как набить свой живот. А янтарь всегда был и будет одним из главных украшений России. Новгород жив историей, и дай Бог, чтобы мы были достойными её продолжателями, — заключил митрополит Новгородский и Старорусский Лев.

За реставрационную деятельность Александр Крылов получил звание «Художник-реставратор высшей категории». По словам специалистов, его работы уникальны по своей сложности — мир буквально не видел аналогов. Мастер сумел передать не только портретное сходство, но и черты характера небезызвестных деятелей: Леонардо да Винчи и Ван Гога, Чехова и Толстого. Новгородцам также представлены портреты Пушкина и Петра Первого.

— По основной специальности я реставратор. И могу точно сказать, что янтарь — самый удивительный камень. Он никогда не подавляет рядом стоящие материалы — будь то кожа или ткань. Янтарь очень тёплый и пластичный, идеально подходит для икон. Надеюсь, в дальнейшем он будет восприниматься не только как ювелирный, но и как художественный материал, — отметил Александр Крылов.
фото Ксении Лысенко (news.novgorod.ru)
фото Ксении Лысенко (news.novgorod.ru)

В зале музея-заповедника экспонировали крупные храмовые иконы под авторством Алескандра Крылова: Ветхозаветная Троица, Спаситель на троне с предстоящими, святой Николай Мирликийский. Среди прочего — иконы Божией Матери «Донская», «Иверская», «Владимирская», «Казанская», «Неувядаемый цвет». Великий Новгород принял «янтарную» эстафету после пары десятков выставок в Европе, Японии и США.

  • Иконография Святой Троицы — наглядный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию. Знаменитый рублевский извод называют «Ветхозаветной Троицей».
— Эта выставка — подарок для всех нас. Скажу крамольную вещь: к янтарю раньше относилась прохладно. Но как познакомилась с Юрием Витальевичем и увидела выставку в Исаакиевском соборе, тут же решила показать это чудо новгородцам. И вот, наконец, мы открыли её в нашем музее. Заходите обязательно, — резюмировала гендиректор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева.

[ https://news.novgorod.ru/articles/read/1164.html ]

05/03/22