Найти тему

Фондовая перестройка: экспертная дополнительность

«Бои местного масштаба» вокруг будущего Российского центра научной информации (в него переродится РФФИ) ознаменовали собой последнюю рабочую неделю перед майскими праздниками. Как мы писали ранее, корнем проблемы стали развилки в восприятии тех или иных обстоятельств ключевыми игроками.

РАН весьма громко – и абсолютно обоснованно – требовал, чтобы трансформация РФФИ не ударила по грантополучателям. Именно такой позицией и обусловлены некоторые полномочия РЦНИ, который должен довести отобранные и продолжающиеся проекты.

Кроме того, любой специализированный институт развития (для примера – Фонд Бортника) имеет собственную систему экспертизы, сфокусированную на той специфике проектов, с которыми имеет дело. Аналогично РЦНИ в сфере научной информации должен стать центром компетенций, а следовательно – и экспертной оценки.

В общем-то именно это и ответило Минобрнауки (формулировки приводит портал «Поиск»):

«РАН – это не единственная экспертная площадка, проводящая экспертизу научно-технических программ и проектов. Некоторые крупнейшие подведомственные правительству РФ организации имеют собственные апробированные и публичные системы экспертизы фундаментальных и прикладных исследований. Таким образом, экспертная деятельность РЦНИ будет дополнительной по отношению к экспертизе научно-технических программ и проектов РАН».

Напомним, что и внутри самого Президиума РАН на памятном заседании 26 апреля не было подавляющего единства позиций. Равно как очевидна очередная «вилка» в восприятии роли Академии. Для многих из академического сообщества полномочия главного органа научно-методического руководства и экспертизы фундаментальных и поисковых исследований – означает, что РАН должна быть надведомственным учреждением, единственным координатором экспертных процессов, фактически – монополистом.

В Минобрнауки и Правительстве явно присутствует иное видение ситуации: РАН – первая среди равных по экспертизе. Здесь исполнительная власть предпочитает сохранять определенный плюрализм, не допуская распада уже сложившихся систем экспертной оценки – как и в случае с РФФИ-РЦНИ.

Отметим, что при этом у профильного ведомства нет намерения как-то принижать Академию или отнимать у нее полномочия – четко указано, что экспертиза РАН основная, а по своей зоне ответственности правительственные подведы тоже могут проводить те или иные дополнительные оценочные мероприятия.

Причин у обостренной реакции Академии на проект устава РЦНИ может быть достаточно много. Сюда стоит отнести и сложности экспертной субординации между правительственными подведами (а Центр будет подотчетен именно Правительству), и непростой процесс самой фондовой перестройки с передачей грантовых линеек в РНФ и пересборки РФФИ на научно-информационной платформе.

Эмоции РАН понятны – по мнению многих в Академии год работы над формулировками вместе с коллегами из Минобрнауки оказался фактически выброшен. С другой стороны, за каждой из формулировок проекта Устава РЦНИ стоит своя история, в которой та же РАН весьма активно проявляла себя. Более того, на данном этапе это лишь проект, предложенный Министерством. Итоговые формулировки будут выработаны позже и не факт, что окажутся идентичными проектным.

И отдельно обращаем внимание на то, что формулировки можно затем и поменять. А вот дополнительные скандалы и неурядицы в научном сообществе – это последнее, что нужно, в том числе, самой Академии, вступающей в двойную предвыборную эпоху.

Подробнее: «Поиск» об ответе Минобрнауки.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24658