Комплекс средств и мер, позволяющих сидящим в автомобиле людям не только выжить при любом типе аварии, но и обойтись без серьезно угрожающих жизни травм, называется пассивной безопасностью. К ней, безусловно, относятся габариты транспортного средства и прочность его каркаса: чем больше по размерам автомобиль, тем меньший ущерб происходит при ДТП. Причем такая защита вступает в действие только тогда, когда активной системе безопасности (в нее входят ABS, ESP и прочие электронные ассистенты) не удалось предотвратить внештатную ситуацию.
Ремни безопасности
Этот самый простой элемент«пассива» появился еще в 50-х годах. Его эффективность зависит от того, насколько плотно прижат пассажир к сиденью. В большинстве массовых автомобилей используются 3-точечные инерционные ремни, зато в спорт-карах такие устройства могут иметь 4-5 точек крепления. Интересно, почему до сих пор люди, сидящие в салонах «гражданских» машин, защищены меньше гонщиков? В конце концов, простых смертных численно больше…
Ремни безопасности по мере их модернизации повышали свою эффективность. По последним данным, они способны снизить риск летального исхода на 60% за счет появления преднатяжителей, которые при аварии выбирают провисание ремней. Вдобавок такая находка позволила решить не менее важный вопрос сохранения пространства для раскрытия подушек безопасности, эйрбэгов.
Небезопасные эйрбэги
Первые модели подушек безопасности сами по себе были небезопасными. Когда срабатывал датчик удара, они раскрывались со скоростью до 250-300 км/ч. Это если не считать чувство страха, возникавшего у пассажиров. Сегодня эйрбеги срабатывают с разной скоростью, которая зависит от силы столкновения. Казалось бы, все правильно. Однако, если человек не удосужился «пригвоздить» себя ремнем к креслу, подушки вполне могут нанести «хлыстовую травму», как ее называют хирурги. В львиной доле случаев имеется в виду перелом шейных позвонков, и только если сильно повезет – их смещение. Механика таких несчастных случаев проста: в момент столкновения непристегнутое тело пассажира резко подается вперед, а раскрывшаяся фронтальная подушка «футболит» его назад.
Естественно, что современные автопроизводители не могут допускать опасной ситуации. Поэтому, когда машина начинает противно пищать, это не только сигнал об игнорировании ремней безопасности, но и более серьезное предупреждение – подушки при надобности не раскроются! То есть эти два средства пассивной безопасности работают только в тандеме, что позволяет снижать риск травмы головы до 75%.
Силовой каркас
Еще на стадии проектирования кузова автомобиля в него закладываются точно просчитанные алгоритмы деформации и зон безопасности. Это дает возможность рассеивать энергии при столкновении и снижать ущерб здоровью. То есть перед началом постановки на конвейер любая модель машины проверяется на предмет того, какие детали кузова деформируются, а какие нет. Иногда требуется, чтобы панели сминались, иногда – наоборот. Фактически, инженеры и конструкторы имеют дело с взаимоисключающими факторами. Например, при лобовом столкновении двигатель должен входить в пол, а не влетать в салон.
В современных автомобилях салон – это капсула безопасности с жесткой конструкцией даже у малолитражной модели автомобиля. Сзади и спереди людей защищают сминаемые капот с багажником, а выживаемость при боковом ударе обеспечивают металлические брусья, размещенные в дверях. Увы,при сильном столкновении они не спасают, но благодаря боковым эйрбэгам и шторкам эффективность все-таки увеличивается в разы.
Активные подголовники
Сегодня все чаще легковые авто комплектуются активными подголовниками, которые откидывают голову человека с небольшой задержкой по отношению со смещением туловища. Вдобавок данные элементы «пассива» смещаются вверх и вперед, активируясь одновременно со спинкой сиденья. И дело не только в снижении риска травм шейных позвонков, но и поясничного отдела.
Многочисленные стендовые испытания доказали, что активные подголовники по сравнению с фиксированными эффективнее на 20%. И все же в реальной ситуации выживаемость зависит и от ряда других, порой непредсказуемых факторов – сколько весит пассажир, пристегнут он или нет, какое положение занимает тело в момент удара и т. д.