1943 год
Москва
Летом 1943 года в Москву прибыл новый постоянный руководитель «Миссии 30» генерал британской армии Жиффар ле Квесн Мартель*. Он был крайне враждебно настроен к «азиатам, которых мы никогда не понимали». С самого начала своего пребывания в Москве Мартель вел себя так, словно он находился в стане врага.
Миссию англичан он превратил в подобие военного лагеря, намереваясь показать Лондону, что Москва не намерена сотрудничать. И тут нарвался на мину, что называется, в своем лагере. Мартель был большим любителем командовать и попытался навязать свои взгляды и точку зрения своему номинальному подчиненному контр-адмиралу Дугласу Фишеру**, руководителю военно-морской секцией миссии. Фишер, который прекрасно знал местную ситуацию, плодотворно сотрудничал с ВМФ СССР, не собирался ничего менять. К тому же он был равным по званию Мартелю, а потому дал зарвавшемуся генералу отпор.
16 июня на должность руководителя авиационной секции «Миссии 30» прибыл маршал авиации Джон Баббингтон***, превосходивший по званию своего номинального начальника. К тому же, маршал считал, политику Мартеля во многом неверной и не стеснялся говорить об этом прямо. В итоге три военные ветви британской миссии увязли во взаимных спорах и интригах. Это было очень на руку Советскому правительству.
Так, Мартель, желая показать, что он в миссии главный, передал советской стороне секретный британский скоростной бомбардировщик "Москито".
Это привело в ярость Баббингтона, но… Мартель эту схватку выиграл и спустя три месяца после приезда в Москву, маршал вернулся в Лондон.
Все это время советские власти демонстрировали готовность к сотрудничеству и выполнению своих союзнических обязательств. С советской стороны англичане получили возможность детально изучить средний танк Т-34 и фронтовой истребитель Як-3, получили также экземпляр противотанкового ружья и некоторые образцы реактивных снарядов.
В ответ в Лондоне руководителю советской военной миссии контр-адмиралу Н. М. Харламову англичане вручили экземпляр "Энигмы", а два советских криптографа отправились на стажировку в Великобританию.
В самом конце 1943 года произошел вопиющий (или странный?) случай. Советский офицер, ответственный за контакты с британцами, как представитель ВМФ СССР, по ошибке вручил англичанам вместо запланированного отчета секретную инструкцию наркомата на семи страницах, в которой регламентировалась тактика переговоров с союзниками.
В документе имелся список тем, который интересовали советский флот, но маскировались второстепенными вопросами. Также, в инструкции содержалось указание не предоставлять британским и американским офицерам никакой важной информации.
Документ вызвал среди сотрудников «Миссии 30» настоящую сенсацию. Перед англичанами встал вопрос - как вести себя дальше? Раздувать скандал не хотелось. Вернуть документ? В этом вопросе Мартель и Фишер нашли взаимопонимание. Они решили промолчать и подождать развития ситуации. Однако ничего не происходило. Офицер, допустивший ошибку, продолжал работать в той же должности и на том же месте. После чего англичане сделали вывод, что он не только не доложил об инциденте, но и сумел отчитаться за пропажу документа или же скрыть ее. Потому британцы приняли случайно доставшуюся им инструкцию к сведению, и никогда не упоминали о ней.
(Источник: Ландер)
ВНИМАНИЕ! ОПРОС