Найти тему
Okko

Артист на холодной войне у маяка: 10 лучших современных черно-белых фильмов

Оглавление

По подписке Okko уже можно посмотреть новый фильм Майка Миллса «Камон Уамон», снятый в неустаревающей монохромной гамме. Она пользуется неизменной популярностью у режиссеров авторского кино. Вспоминаем другие яркие черно-белые фильмы XXI века.

18+

«Артист»

Джордж Валентайн — блестящая звезда Голливуда эпохи немого кино. В нем угадываются черты Дугласа Фэрбенкса и Джона Гилберта. Когда-то он помог начинающей актрисе Пеппи Миллер получить первую роль. Но время шло, с ним в кино пришел звук, а большинство «немых» актеров вроде Валентайна оказались забыты. Некогда любимец миллионов он теперь влачит жалкое и одинокое существование, оставленный женой и прежними помощниками. Помнит о нем только Пеппи, карьера которой, напротив, пошла в гору и которая поможет вернуть Валентайну былой успех.

Чтобы реализовать свою полубезумную идею о том, чтобы снять в XXI веке немой фильм, режиссеру и сценаристу Мишелю Хазанавичусу понадобился успех комедийной дилогии о французском супершпионе агенте 117. Он был настолько верен приметам кино 20-х годов, что полностью отказался от зума (изменение фокусного расстояния линзы), а съемки некоторых сцен перенес в дома звезд эпохи немого кино. Например, особняк Пеппи в реальности принадлежал легендарной Мэри Пикфорд.

Риски, на которые пошел Хазанавичус оправдались — почти полностью немой «Артист» с потрясающе выразительной игрой Жана Дюжардена и Беренис Бежо, доказал, что классика, пусть и снятая совсем недавно, не стареет. Фильм удостоился сразу пяти «Оскаров», в том числе в главной номинации.

Смотреть в Okko

«Лето»

Лето 1981 года. Виктор Цой — еще никому не известный начинающий музыкант Витя, а будущая группа «Кино» именуется не иначе как «Гарин и гиперболоид». Цой знакомится со звездой ленинградского рок-клуба Майком Науменко и его женой Наташей. С ней Витю свяжет нежная дружба, почти превратившаяся в роман.

-2

Квартирники, песни под гитару, первые концерты, записи альбома и мелькающие тут и там призраки легендарных рок-музыкантов — прекрасное и воздушное кино о лете прекрасной эпохи, которая так и не наступила. Фильм Кирилла Серебренникова по сценарию Михаила и Лили Идовых — фантазия, основанная на реальных событиях. Поэтому авторы вводят в картину Скептика (Александр Кузнецов) — героя, который появляется в кадре с табличкой «Этого не было». Он раз за разом сомневается в правдивости тех или иных событий. Зрителю повторять этот трюк необязательно, важнее дух времени.

Смотреть в Okko

«Камон Камон»

Немолодой журналист Джонни работает на нью-йоркском радио, для которого записывает по всей стране интервью с детьми. Так он оказывается в нелюбимом и слишком солнечном Лос-Анджелесе, где живет его сестра Вив. Отношения с ней у него одновременно сложные. Всё из-за смерти их мамы и психического заболевания ее мужа Пола, которое обостряется, как раз когда Джонни приезжает погостить к ней на несколько дней. Вив приходится срочно уехать к Полу, а Джонни и его очаровательный племянник Джесси вместе отправляются в путешествие по Америке.

-3

Фильмы Майка Миллса, написавшего и поставившего «Камон Камон», объединяет автобиографичность и неизменная праздно-грустная тональность. Если в «Начинающих» он рассказывал об отце, а в «Женщинах XX века» о сестре и матери, то в «Камон Камон» Миллс рассказывает о собственном отцовском опыте, транслируя его на отношения Джесси и дяди Джонни. Герои, как и полагается персонажам бадди-муви, учат друг друга. Впрочем, Миллсу удается избежать жанровых клише. Джесси узнает, что он не один в этом огромном мире, что взросление подобно забвению, в котором легко себя потерять, в то время как уже потерянный Джонни благодаря племяннику находит связь с прошлым.

Мягкое, нерезкое черно-бело-серое изображение в союзе с блуждающей по фильму волшебной мелодией Claire de Lune Клода Дебюсси обрамляет эту простую историю, придавая ей грациозность. За саундтрек фильма отвечают друзья Миллса из группы The National — Аарон и Брайс Десснеры.

Смотреть в Okko

«Небраска»

Вуди Грант, старый ворчун и алкоголик, находит рекламную листовку, сообщающую ему о выигрыше миллиона долларов. Несмотря на заверения членов семьи в том, что это всего лишь рекламный ход, Вуди, а вместе с ним и его младший сын Дэвид, упрямо движется за «призом» в город Линкольн, штат Небраска. Встречая по дороге старых знакомых, он в самом конце обнаруживает, что настоящим призом в этом путешествии оказываются не деньги.

-4

Роуд-муви, в которых члены семьи обретают друг друга, снято немало, но «Небраска» интересна в первую очередь не тем, про что она пытается сказать, а скорее про то, как живо и искренне это делает. Это вообще отличительная черта фильмов Александра Пэйна, рассказывающего о маленьком американском человеке уже несколько десятилетий. И несмотря на типичную для него сатиру, чувствуется, что Пэйн питает к нему сострадание. Отдельно хочется упомянуть вдохновенную игру Брюса Дерна, карьера которого обрела второе дыхание на восьмом десятке.

Смотреть в Okko

«Холодная война»

Жизненный уклад поляков претерпел изменения после окончания Второй мировой войны. Прежде независимая и демократическая страна была закрыта за железным занавесом коммунизма. Талантливый музыкант Виктор, на котором еще остался лоск прошлых времен, теперь трудится дирижером и, путешествуя по деревням и селам, ищет голоса для женского хора. Так он встречает Зулю, с которой, несмотря на все трудности (разность происхождения, положения и темперамента), окажется связан на всю жизнь.

-5

Павел Павликовский, успевший поработать и в России над «Стрингером» и документальными картинами начала 90-х, известен, главным образом, своей тоже черно-белой религиозной драмой «Идой», удостоенной в 2013 году «Оскара». В «Холодной войне» он избегает падения в мелодраматизм, подсказываемой фабулой, и выдерживает некоторую отстраненность по отношению к горькой и очень живой истории любви Виктора и Зули. Ее трагический финал кажется неизбежным — даруя им свободу в определенном смысле, такой исход и вовсе выглядит счастливым. Удивительно красивая романтическая линия снята завораживающе красиво.

Смотреть в Okko

«Маяк»

1890-й год. На маленький скалистый островок недалеко от побережья Новой Англии прибывает Эфраим Уинслоу. Здесь ему предстоит 4 месяца нести службу на маяке, помогая суеверному смотрителю Томасу Уэйку — любителю выпить и подраться. Уинслоу начинают видеться русалки, оторванные головы и прочая нечисть, а тучи над маяком тем временем сгущаются. Причем буквально. Начинается многодневный шторм, отрезавший остров от остального мира, провизия портится, и Уинслоу с Уэйком остается только пить и всё глубже погружаться на дно своего сознания. Как оказывается, опасно смотреть не только в бездну, но и на сияющий свет маяка.

-6

Режиссер и сценарист Роберт Эггерс громко заявил о себе «Ведьмой» — полнометражным дебютом, отмеченным на «Сандэнсе». «Маяк» закрепил успех, заставив критиков с нетерпением ждать его следующего фильма — исторической драмы «Варяг». Лидер «новой ужасной волны» в «Маяке», кроме многослойного символизма, продемонстрировал в полной мере и визионерство — черно-белая, будто подернутая дымкой, как фотографии XIX века, картинка и суровая скудость природы острова только усилили образность персонажей. В их истории можно увидеть намеки и на юнгианские архетипы, и на мифы и о Прометее и Протее, и на много чего еще.

Смотреть в Okko

«Дорогие товарищи!»

1962 год. Новочеркасск. Людмила работает в парткоме партии и искренне верит в светлое будущее коммунистического режима, что не мешает ей, впрочем, пользоваться преимуществами своего положения (вроде выписываемых партийной верхушке дефицитных продуктов). В то же время на местном заводе, следуя заветам дедушки Ленина, рабочие требуют повышения зарплаты и снижения цен на продукты, а потому устраивают забастовку с демонстрациями. В ответ в город вводится армия, а чуть позже случится то, что войдет в историю уже постсоветской России как расстрел рабочих в Новочеркасске. Людмила все это рьяно приветствует, пока не узнает о том, что среди забастовщиков оказалась и ее дочь.

-7

Фильм Андрея Кончаловского был и остается актуальным для нашей страны. Важно помнить, что, несмотря на десятки пострадавших и сотню осужденных, данные об «антисоветском бунте» были засекречены до 1992 года. Одними из самых запоминающимися во всем фильме стали кадры, в которых последствия расстрела оперативно «стираются» с улиц города — водовоз смывает кровавые лужи, а продырявленные пулями знаки заменяются на целые.

Кроме несомненной политической актуальности, «Дорогие товарищи» сильны и как драма — убеждения Людмилы и вся ее система ценностей сталкивается с простой материнской тревогой за дочь. Поистине страшные для героини фильма переживания замечательно передает Юлия Высоцкая, для которой эта роль, как кажется, стала одной из лучших.

Смотреть в Okko

«Персиполис»

В 1978 году, когда Маржан было 8 лет, в Иране случилась исламская революция. Жизнь свободолюбивой девочки, мечтающей стать пророком и спасти человечество, меняется — теперь она должна носить чадру и держать бунтарский дух на цепи, чтобы не навлечь беды на семью. После начала войны с Ираком режим еще более ужесточается, в стране начинаются политические репрессии, и родители Маржан решают отправить ее на учебу в Европу.

-8

«Персиполис» поставлен по графическому роману Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения, в основу которого легла ее биография детских и подростковых лет. Сатрапи сама поставила мультфильм и сохранила верность черно-белой палитре оригинала.

Смотреть в Okko

«Белая лента»

Маленькая деревушка, затерянная среди темных лесов северной Германии. О ней и ее жителях в начале XX века рассказывает закадровый голос, принадлежащий местному учителю. Мерное течение буколической жизни нарушают загадочные и необъяснимые злоключения, обрушивающиеся на деревню одно за другим. Сначала с лошади из-за натянутой проволоки падает местный доктор (правда следов проволоки так и не найдут), затем кто-то похитит и изобьет сына барона, вскоре похожие напасти настигнут сына доктора и управляющего поместьем, а сына повитухи и вовсе ослепят.

-9

Фильм одного из главных европейских режиссеров, австрийца Михаэля Ханеке, полон недосказанностей, этаких сюжетных полостей, которые не менее интересны, чем то, что выставлено напоказ. «Белая лента» оборачивается то ложным детективом о поимке неведомого преступника, то притчей о потере невинности, то почти мистической драмой, но на деле, как кажется, говорит о рождении обыкновенного зла. Закадровый голос напоминает о грядущих событиях для жителей деревни, подразумевая под ними милитаристские 30-е и приход к власти нацистов. Нет, Ханеке не дает точных ответов на вопрос, как же так случилось, но некоторые намеки, требующие тщательного домысливания все же оставляет.

Фильм, к слову, был снят на цветную пленку — черно-белой в нужном количестве не нашлось — и уже затем затемнен. Картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.

Смотреть в Okko

«Франц»

Франц — так звали жениха Анны, любителя французской поэзии и музыканта, жизнь которого нелепо оборвалась на полях сражений в последний год Первой мировой войны. Скорбящей девушке остается только поддерживать память о нём в разговорах с его родителями и в частых визитах на кладбище. Во время одного из них она встречает на могиле Франца Адриена — француза, который выдает себя за его парижского друга и который хранит в тайне, что на самом деле тот пал в бою от его руки.

-10

Неминуемо между двумя молодыми людьми возникает симпатия, превращающая фильм в мелодраму. Впрочем, постановщик и соавтор сценария Франсуа Озон доказывает своей легкой и лиричной режиссурой, что мелодрама не является по определению жанром низким. «Франц» вышел элегичным, но отнюдь не сентиментальным, и черно-белый цвет очень ему подошел.

Смотреть в Okko