Найти тему

Преподавание информатики в современной школе

Изучение информатики в школе способствует освоению обучающимися современных информационно-коммуникационных технологий. И, как показывает практика, дети, применяя полученные знания на уроках информатики, используют их при подготовке к другим предметам, например, при подготовке сообщения допустим на уроке литературы готовят презентации. Поэтому учитель информатики должен как никто другой заинтересовать обучаемых своими уроками, своим предметом.

Уроки информатики также влияют и на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контролирует работу ученика, но и помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и навыков. Только на наших уроках ребята могут раскрыться со стороны, не связанной с формулировкой ответа, а со стороны технической подкованности. Чаще всего именно замкнутые дети показывают себя на уроках более развитыми в информационном мире, где им интересно. Задача состоит в том, чтобы помочь таким ребятам настроиться на позитивное мышление, как к информации, так и к товарищам в классе. Они могут раскрыться сильнее, если развивать их интерес к работе на компьютере.

Прежде чем говорить о проблемах и перспективах преподавания информатики в общеобразовательной школе, следует обсудить главную проблему – это осознание детьми значимости информатики, как учебного предмета, а также четкого описания отрасли ее применения.

Основные проблемы преподавания информатики:

1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная (из-за слабой материально-технической базы и наличия кадрового обеспечения).

2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет метапредметный характер.

3. Высокие темпы развития ИКТ приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет.

4. В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой. Информатика – это наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах и технологиях их автоматизации, создания и функционирования. Данный предмет предусматривает не только его глубокое изучение, но и практическое применение знаний, умений и навыков для модернизации собственного обучения, а также оптимизации учебной нагрузки. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с персональным компьютером (устройства, операционная система, программное обеспечение, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения поставленных задач. В силу различия материального и культурного уровня семей, школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это тоже надо учитывать при организации учебного процесса.

5. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

6. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-4 учащихся на один компьютер)

7. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но в то же время, проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.

8. Одной из основных проблем обучения для детей младшего школьного возраста является резкая смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.  На данном этапе необходимо организовать плавный переход от преимущественно игровой деятельности к учебной, используя по возможности игровые дидактические компьютерные технологии. Прежде всего учителю информатики нужно научиться учить играя.

Особо вышеперечисленные проблемы касаются преподавания информатики в начальной школе, поскольку изучение информатики является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе на компьютере. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что при выполнении гигиенических и эргономических требований работа с компьютером отрицательного воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста не оказывает. Если при этом, не перегружая детей, давать им простор для реализации их идей в быстрой и компактной форме, у них активнее развивается умение ориентироваться на плоскости, тренируются внимание и память, развиваются воображение и творческие способности. Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе «Информатика и ИКТ» начиная уже с 1 класса для соблюдения непрерывного изучения курса начальной школы. Основной целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ - компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения предмета «Информатика и ИКТ» в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого, во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов – применение все новых методов и средств обучения.

Содержание школьного курса информатики в определенной степени должно отвечать современному уровню развития науки и требованиям общества. Развитие вычислительной техники, в первую очередь, персональных компьютеров и их программного обеспечения, происходит на столько стремительно, а ее экспансия во все сферы деятельности человека является такой всеохватывающей, что возникла потребность подготовки и переподготовки специалистов, способных качественно обучать детей информатике, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики.

Решение указанных проблем и нерешенных заданий, невозможно без усовершенствования методики преподавания информатики на основе принципов непрерывности и последовательности в обучении.

Информатика все больше влияет на процессы дальнейшего развития общества. Она становится доминирующим фактором, который определяет общий потенциал общества и перспективы его развития. Информатизация общества является самой важной составляющей современной цивилизации, которая характеризируется высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и развитыми информационными структурами.