Слова «бессознательное, подсознание, сверхсознание» прочно вошли в обиход современного человека. Они выражают для нас некое емкое и широкое понятие, однако для большинства все же достаточно абстрактное - ведь сама суть мало ясна.
Попробуем разобраться – что это такое и для чего «это» нам нужно? Изначально понятие бессознательного использовалось для обозначения «места», где хранится вытесненная или забытая информация. Эта информация может иметь как личностную природу (личное бессознательное), так и основываться на более глубоком слое, приобретаемым НЕ из личного опыта (коллективное бессознательное), а доставшееся нам по наследству, от наших предков, способ мышления которых носил мифологическо-архаичный характер. То есть коллективное бессознательное одинаково у всех людей – оно «сверхлично».
Понятие коллективного бессознательного, введенное К.Г. Юнгом, дает возможность представить картину внутреннего мира души и ее взаимосвязей с внешним материальным миром вокруг нас. При работе с личным бессознательным мы встречаемся чаще всего с эмоционально окрашенными содержаниями (комплексами) душевной жизни отдельной личности. Содержания же коллективного бессознательного общие для всех людей. Они называются «Архетипы». Бессознательное содержание Архетипов изменяется, как только становится осознанным и воспринятым. Эти изменения происходят под влиянием того индивидуального сознания, в котором они возникают.
Хорошо известным отображением архетипов являются сказки. Также мы встречаемся с Архетипами ( моделями восприятия, мышления, действий, желаний)в сновидениях и измененных состояниях сознания, ведь Душа содержит в себе образы, из которых ведут свое происхождение мифы, сказки, легенды. Они содержат изначально сокровенное знание и погружаясь в них, мы воспринимаем тайны души с помощью величественных образов. Чем прекраснее и грандиознее этот образ, тем дальше он от индивидуального опыта. Эти образы часто стерты повседневным употреблением, и тогда от них остается только внешняя сторона и лишенная (как нам кажется) смысла парадоксальность.
Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы сложены во всеохватывающую систему мыслей о мироустройстве. Таким образом, с помощью символов формулируются душевные переживания. Жизнь коллективного бессознательного открывается во внутреннем мире души. Бессознательные формы обретают выражение в защитных, целительных, наставнических и других образах и затем в свою очередь на протяжении истории человечества выносятся в лежащее за пределами души космическое пространство.
Юнг учил нас входить в область своей души с таким чувством, будто мы ничего о ней не знаем. И если внимательно посмотреть на то, с чем мы встречаемся в своем внутреннем мире, то становится ясно, что наши наблюдения точно соответствуют моделям Юнга. Это происходит потому, что коллективное бессознательное не просто теория, оно действительно существует. Люди почти никогда не задаются вопросом о значении архетипических образов, о том, что эти образы полны смысла. А если и начинают о них думать, то прибегают к помощи разума, который в действительности представляет собой только сумму их личной близорукости и предрассудков.
Сознание, которое нам представляется обязательным условием существования человека, — это лишь верхушка айсберга. Под сознанием располагается обширный пласт забытых (или вытесненных) личных воспоминаний, чувств и поведенческих моделей, которые Юнг называл личным бессознательным. А под ним простирается необозримый и древний океан коллективного бессознательного. Он заполнен образами и моделями поведения, которые многократно повторялись в истории не только человечества, но и самой жизни.
К.Г. Юнг писал : «...Чем глубже погружаешься, тем более широкий пласт обнаруживаешь». Все мы вмещаем в себя мириады древних поведенческих моделей и представлений. Если отрешиться от всего личного в душе, можно понять, что в ней остается еще что-то — общее для всех мужчин и женщин всех времен и культур. Но это «что-то» в буквальном смысле является бессознательным, поэтому мы не можем непосредственно ощутить или испытать его.
Сегодня как никогда стоит обратиться к мудрости всех времен и всех народов, чтобы обнаружить нечто по-настоящему ценное, что давно уже было высказано человечеством на самом прекрасном языке – языке образов, символов, мифологии. Идущий к самому себе рискует рано или поздно встретиться с самим собой и тогда приходится посмотреть на себя со стороны. Зеркало отражения не льстит, оно высвечивает наше подлинное лицо, которое мы стараемся изо всех сил не показывать окружающему миру. Это своеобразная проверка на мужество пойти вглубь, проверка, которой достаточно для большинства, чтобы остановиться, так как встреча с самим собой принадлежит к самым волнительным и нелицеприятным. Обычно все негативное мы проецируем на других, во внешний мир.
Однако, если человек смог увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хоть и в незначительной степени, но может считаться решенной: по крайней мере воспринято личностное бессознательное. Устранить Тень безболезненно невозможно. Доказательства и разъяснения ни к чему не приведут. Нужно подойти к проживанию и переживанию Тени, что необычайно трудно. Необходимо ясно осознать: имеются проблемы, которые невозможно решить собственными средствами... Теперь пора обратить внимание на бессознательное ( сны, видения, предчувствия) и скрупулезно обдумывать события, которые начинают с нами происходить в это время.
Если имеется правильная установка, то пробуждаются силы, которые дремлют в глубине природы человека, они вмешиваются и приходят на помощь. Что знает человек о самом себе? Очень немного. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть. Правильная постановка вопроса означает наполовину решенную проблему. Сегодня у нас есть психология и с ее помощью мы можем изучать бессознательное. Обращение к бессознательному является жизненно важным фактором. Но работая с бессознательным, мы должны постоянно осознавать себя, помнить, кем мы являемся, то есть ни при каких обстоятельствах не «расставаться» с сознанием. Потому что, если возникшие архетипические фигуры освобождаются от контроля сознания, они приобретают полную самостоятельность, и могут воспроизводить самые разные нежелательные феномены.
Необходима интеграция бессознательного в сознание. Карл Густав Юнг назвал этот процесс "процессом индивидуации"(то есть путь развития конкретной личности в течение всей ее жизни). Возникает необходимость синтеза. А это и есть психотерапия. Мир внутри и вокруг нас непрерывен. В реальности нет границ, все границы созданы сознанием. Личное бессознательное весьма значимо для индивида. Оно включает в себя все впечатления жизни независимо от того, были они осознаны (попали в сознание) или нет. Коллективное бессознательное содержит информацию, доступную для любого человека в любое время. Оно не имеет пределов во времени и пространстве. Каждый имеет доступ к информации, которая была записана в памяти примитивных людей, или же к информации о событиях, которые еще не имели места в нашей жизни.
Психология бессознательного предлагает выход из тупика, открывает множество дверей, прежде закрытых, предоставляет возможность обрести новый взгляд на мир.
Приглашаем на консультации, будет много интересного и важного! Руководитель центра, Екатерина Лебедева
Нейропсихологический центр Адаптации и Саморегуляции Екатерины Лебедевой
www.neuro-psychol.ru