Найти в Дзене

Возможность воспитания социальной активности обучающихся

Позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе и в образовании в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей. Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: -приобретение знаний о человеке, природе, обществе; - приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; -формирование адекватной самооценки. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеразвивающей программы в избранной сфере познания. Учреждения дополнительного об

Позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе и в образовании в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.

Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты:

-приобретение знаний о человеке, природе, обществе;

- приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности;

-формирование адекватной самооценки.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеразвивающей программы в избранной сфере познания.

Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом.

Исследование теории и практики организации воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования позволило выявить следующие основные противоречия:

- между имеющимся потенциалом деятельности учреждения дополнительного образования и недостаточным использованием его в воспитании социальной активности;

- между необходимостью в научно-педагогическом сопровождении воспитания личности в учреждении дополнительного образования и недостаточной подготовленностью педагогов к данной деятельности.

Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.

Социальная активность рассматривается как:

а) состояние субъекта, как качество, черта личности;

б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;

в) мера проявления социальной дееспособности человека.

Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными общеобразовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).

Программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности:

-создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования;

-выравнивать стартовые возможности личности;

- предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию);

-компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.);

-содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.

Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети и подростки идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности.

На Станции юных натуралистов реализуется 21 программа дополнительного образования естественнонаучного направления, которыене только расширяют область эколого-биологические познания, научные представления об окружающем мире, но и формируют экологическое мышление, современное экологическое сознание,развивают научно-исследовательские навыки учащихся исоциальную активную позицию к проблемам изучения и охраны природы.

Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.

Субъектно-ориентированными формами воспитания выступают воспитательные дела, в которых дети активно включаются в социально-ориентированную деятельность: принимают участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария, презентации, сами организуют и направляют свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов дополнительного образования.

Реализуемые формы и виды воспитывающей деятельности в Учреждении нами классифицируются на основе следующих признаков:

-по количественному охвату – индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;

-по методике проведения – мероприятия, дела, игры, конкурсы, путешествия, субботники, вечера, фестивали, конференции, экспедиции;

-по направлению –эколого-биологические, научно-исследовательские, краеведческие и др.;

-по характеру содержания - узко специализированные, широкопрофильные и комплексные.

В ходе практической деятельности по выявлению условий воспитания социальной активности детей нами было определено, что наиболее полно передает сущность системности и целостности понятие «воспитательное дело» (ВД) или «образовательное событие», которое мы рассматриваем как форму организации и осуществления конечного результата деятельности обучающихся.

Наиболее значимыми критериальными компонентами социальной активности детей являются:

- когнитивный – знания о социокультурной деятельности человека;

- мотивационный – потребность в познании истории культуры и достижений и норм культуры современного социума, в личностном участии в социокультурном преобразовании действительности;

- коммуникативный - принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность, ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на самостоятельность и независимость;

- эмоциональный – развитие умения удивляться и адекватно реагировать на многообразие внешних воздействий, развитость позитивного мироощущения (чувств восхищения, любви, уважения);

- креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личного участия в создании нового, поиск нестандартного решения.