Позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе и в образовании в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.
Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты:
-приобретение знаний о человеке, природе, обществе;
- приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности;
-формирование адекватной самооценки.
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеразвивающей программы в избранной сфере познания.
Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом.
Исследование теории и практики организации воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования позволило выявить следующие основные противоречия:
- между имеющимся потенциалом деятельности учреждения дополнительного образования и недостаточным использованием его в воспитании социальной активности;
- между необходимостью в научно-педагогическом сопровождении воспитания личности в учреждении дополнительного образования и недостаточной подготовленностью педагогов к данной деятельности.
Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.
Социальная активность рассматривается как:
а) состояние субъекта, как качество, черта личности;
б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;
в) мера проявления социальной дееспособности человека.
Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными общеобразовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).
Программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности:
-создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования;
-выравнивать стартовые возможности личности;
- предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию);
-компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.);
-содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.
Воспитательный момент имеет особенное значение для учреждений дополнительного образования. Ведь дети и подростки идут в них не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей их деятельности.
На Станции юных натуралистов реализуется 21 программа дополнительного образования естественнонаучного направления, которыене только расширяют область эколого-биологические познания, научные представления об окружающем мире, но и формируют экологическое мышление, современное экологическое сознание,развивают научно-исследовательские навыки учащихся исоциальную активную позицию к проблемам изучения и охраны природы.
Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.
Субъектно-ориентированными формами воспитания выступают воспитательные дела, в которых дети активно включаются в социально-ориентированную деятельность: принимают участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария, презентации, сами организуют и направляют свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов дополнительного образования.
Реализуемые формы и виды воспитывающей деятельности в Учреждении нами классифицируются на основе следующих признаков:
-по количественному охвату – индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;
-по методике проведения – мероприятия, дела, игры, конкурсы, путешествия, субботники, вечера, фестивали, конференции, экспедиции;
-по направлению –эколого-биологические, научно-исследовательские, краеведческие и др.;
-по характеру содержания - узко специализированные, широкопрофильные и комплексные.
В ходе практической деятельности по выявлению условий воспитания социальной активности детей нами было определено, что наиболее полно передает сущность системности и целостности понятие «воспитательное дело» (ВД) или «образовательное событие», которое мы рассматриваем как форму организации и осуществления конечного результата деятельности обучающихся.
Наиболее значимыми критериальными компонентами социальной активности детей являются:
- когнитивный – знания о социокультурной деятельности человека;
- мотивационный – потребность в познании истории культуры и достижений и норм культуры современного социума, в личностном участии в социокультурном преобразовании действительности;
- коммуникативный - принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность, ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на самостоятельность и независимость;
- эмоциональный – развитие умения удивляться и адекватно реагировать на многообразие внешних воздействий, развитость позитивного мироощущения (чувств восхищения, любви, уважения);
- креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личного участия в создании нового, поиск нестандартного решения.