Найти в Дзене
InFocus

«А ДРОВА СТОЯТ, КАК «БОИНГ»

Оглавление

Станет ли «национальное достояние» действительно национальным достоянием?

Четверть века выкачивать деньги из страны, победно рапортовать своим гражданам, что «все необходимое купим», разваливая собственную промышленность, устраивать баснословные игрища для богемы сомнительного толка, поощрять бюджетными дотациями мусорный «креатив» самозваных «художников», поражать мир разнузданными кутежами, неприлично дорогими яхтами и особняками, гордиться, что вхожи, ну, или почти, в глобальное сообщество элит, в «мировую цивилизацию», и вдруг получить смачную пощечину от этой самой цивилизации: германский президент Франк-Вальтер Штайнмайер покаянно заявил, что продвигать «Северный поток — 2» было однозначной ошибкой. Ошибочным также было признано, как сообщило ИА REGNUM, создание экологического фонда на севере Германии, который должен был защитить газопровод «Северный поток — 2» от санкций США, о чем заявила журналистам премьер-министр федеральной земли Мекленбург- Передняя Померания Мануэла Швезиг.

Все в трубу… Jens Büttner/ZB/Globallookpress
Все в трубу… Jens Büttner/ZB/Globallookpress

4 мая на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Румынии К. Йоханнисом в Бухаресте Ф.В. Штайнмайер поднялся на более высокий уровень —   связал с Россией  провал попыток построить «общеевропейский дом».  «Мы все поддержали великую концепцию Михаила Горбачева 1980-х годов о строительстве общеевропейского дома. Однако сегодня мы должны констатировать, что эти усилия потерпели провал», — цитирует ТАСС германского лидера. Естественно, Штайнмайер не считает, что сами попытки участвовать в этом строительстве были ошибочны. Они вполне укладывались в далеко идущие замыслы Запада в отношении  нашей страны.  Просто Россия оказалась «невоспитуемой», не оправдала надежд на реализацию  «великой концепции» Горбачева, вдруг вспомнив, что у нее есть свои национальные интересы, а на это никто в европейском сообществе клиентов Америки не рассчитывал.

Северный поток- 2, Нarald Hayer
Северный поток- 2, Нarald Hayer

«Покаяние»  Германии в лице ее президента выглядит особенно комично с  учетом того, что, по его же заявлению, их предупреждали «партнеры», что «с Россией нельзя вместе  работать», и теперь  «Германия подорвала доверие со стороны восточноевропейских стран из-за поддержки Берлином строительства «Северного потока — 2». А общая с Россией «архитектура безопасности»,  над чем,   якобы,  усиленно трудилась Германия, потерпела крах.

Ничего, что у российских границ постоянно проводились учения НАТО и сосредотачивалось новейшее вооружение. Ничего, что  неоднократно делались попытки дестабилизировать ситуацию и сменить власть в союзной с Россией Белоруссии, что ЕС демонстративно  поддержал государственный переворот на Украине и открыто спонсировал рост русофобских и националистических настроений в этой республике, благодушно не замечая  оскал бандеровщины. Все это «цивилизованным» позволяется. Такова «архитектура» европейской «безопасности».

Впечатляет скорбь германского президента об утраченном доверии «восточноевропейцев», которых Германия сама же выкармливала и заботливо растила после развала СССР. Ну, вот, выросли! Пока еще не называют презрительно «ливерной колбасой», как раздувшаяся от вкаченного туда оружия Украина…   Но, как говорится, все впереди!

В России бы тоже кое-кому не грех покаяться. За недальновидную политику и святую веру в «мировое сообщество». За расхищение национальных богатств и триллионы в оффшорах. За презрительное отношение к собственному населению, мол, пипл все схавает и макарошек будет достаточно… Много еще за что… Люди ничего не забыли… Так что сейчас даже не знаешь, радоваться ли, когда Газпром, наше национальное достояние, вдруг вспомнил:  «В связи с тем, что в настоящее время морской газопровод «Северный поток — 2» не используется, и с учётом реализации программы газоснабжения и газификации потребителей Северо-Западного региона «Газпром» принял решение задействовать избыточные российские сухопутные газотранспортные мощности проекта «Северный поток — 2» для развития газоснабжения регионов Северо-Запада России», — говорится в заявлении компании.

Могут сказать, что у нас и так действует федеральная программа, благодаря которой удалось повысить долю газифицированных с 50% в 2005 году, до 68,7% в 2018 году. Однако темпы ведь улиточные:  за 13 лет менее чем на 19%! 
       Всего планируется обеспечить газом 85% домохозяйств, однако остальные, скорее всего, газ никогда не получат.

Европейская часть России, особенно Северный Кавказ и средняя полоса имеют неплохие показатели доступа населения к газовым магистралям. Но в то же время  северная часть этим процессом не охвачена:  газификация в Мурманской области приближается к нулю, в Карелии газифицировано 7% домохозяйств.  Считается неоправданным строительство дорогой газотранспортной инфраструктуры в плохо заселённых регионах, вроде Чукотки или Магаданской области, но почему густонаселенные регионы страдают без газа? К ним относятся Кемеровская область(2% газификации), Новосибирская область(29%), Омская область(29%), Приморский край(0%), Хакасия(0%), Кировская область(40%) и др. На данный момент уровень газификации в России достигает 71,4%, заявил на Восточном экономическом форуме зампредседателя правления газового холдинга Виталий Маркелов.

Дрова выручают…
Дрова выручают…

А вот глас народа в сетях:

* «Красноярск так и не газифицировали! Углём топят как при царе Горохе! А газа в Красноярском крае добывается чуть меньше чем в Тюмени, только идёт он весь мимо, в Китай! Сила … Сибири!»

«Бурятия до сих пор дровами топится зимой,  на улицу выйти не возможно смог стоит ужас, а дрова стоят как боинг».

* «Алтайский край, запад, север и юг региона.

Только возле Барнаула газифицировано и возле Белокурихи»

Все! Больше нигде нет газа, и люди уже не верят, что когда то будет…»

«У нас в Туапсе газ только в 2019 г провели,  за подключение смета око 300-400тыс. Кто за 200 тыс провел хвастаются,  что успели подешевле )».

«… Мос. Обл.,  Раменское,  ровно 59 километров от Москвы и Кремля,  газа нет у нас деревне. Просят 490 тыс. Провести газ до нашего снт,  700 метров,  стоит 23 миллиона. Трубы прям золотые».

«50 км от Санкт-Петербурга, в деревне с пропиской — газаом и не пахнет, т. е.  даже и не обещают».

«Мурманская область не газифицирована сетевым природным газом».

В своем Telegram-канале «Газпром»  взывает к пониманию: магистраль остается невостребованной из-за санкций Евросоюза. Даже если Германия даст разрешение на эксплуатацию — обе ветки опять смогут быть использованы не ранее 2028 года. Протяженность «Северного потока- 2» через Балтийское море составляет 1 200 километров. При этом построенная под проект газопроводная система на самой территории России, от месторождений, еще более протяженная.  «Северный поток» — самый протяжённый подводный газопровод в мире – 1224 километра.

Строительство газопровода Северный поток -2 , трубоукладчик
Строительство газопровода Северный поток -2 , трубоукладчик

Понятно, что завершенный проект «СП-2» стал заложником политического давления со стороны Запада, и судьба поставок газа по нему в Европу остается под большим вопросом. Поэтому, наверное,  и «вспомнили» о программе газоснабжения и газификации потребителей Северо-Западного региона. Конечно, прибыль не та будет, но, как говорится, по одежке…

Вместе с тем,  самая проблемная ситуация с централизованным газоснабжением наблюдается за Уралом. Лишь три региона здесь перешагнули порог газификации в 50%. Это Тюменская область, Еврейская АО и Хабаровский край.

Не так давно в Совете Федерации (СФ) обратили внимание  на низкий уровень газификации. При среднестрановом показателе в 71% ряд областей не дотягивают даже до 20%. Так, Алтайский край на начало 2021 г. газифицирован лишь на 13,1%, посетовал на заседании Совета по вопросам газификации глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.

«К концу 2025 г. фактически в 35 регионах Российской Федерации будет достигнута 100%-ная технически возможная газификация. А к 2030 г. такой результат мы достигнем в целом по стране», – обещал президенту Владимиру Путину глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Однако  подобную цель ставил перед «Газпромом» еще 16 лет назад Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост первого вице-премьера РФ и председателя совета директоров «Газпрома»!

«Уровень газификации страны оставляет желать лучшего, несмотря на то,  что Россия является крупнейшей газовой державой. Такое положение дел, конечно, нужно менять», – говорил он еще в 2005 г. В тот же год компания инициировала масштабную программу газификации страны, а правительство – принятие закона об экспорте газа.

По сообщениям прессы: «Введение монополии на поставки газа за рубеж призвано было обеспечить финансирование программы газификации, получившей статус национального проекта. По замыслу властей, строительство разветвленной системы газоснабжения в российских регионах должно было осуществляться «Газпромом» за счет экспортной премии, рассчитываемой как разница в нетбэках (это цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) поставок на внешний и внутренний рынки за вычетом экспортной пошлины и НДПИ» .

В период с 2015 по 2020 г. этот показатель составил у «Газпрома» 2,1 трлн руб., подсчитали «Ведомости». Но на реализацию программы газификации компания направила лишь десятую часть этой суммы – порядка 209 млрд руб., следует из отчетности монополии. Среднегодовой темп газификации при этом составил менее 1% в год, увеличившись с 66,2% в 2015 г. до 71,4% по итогам 2020 г.

Уровень газификации активно рос только в начале и середине 2000-х гг., фактически до введения экспортной монополии, вспоминает гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: «В 2001–2007 гг. средний уровень газификации в стране вырос более чем на 10% – с 51,7 до 62% соответственно».

Из отчетности «Газпрома» следует: после введения экспортной монополии в 2006 г. темпы газификации страны сократились вдвое (с 1,5 до 0,7%), хотя инвестиции в развитие газотранспортной системы возросли в 7 раз (403,73 млрд руб. за 2008–2020 гг.), а объем внутреннего потребления газа населением и коммунально-бытовым хозяйством практически не изменился (85-89 млрд куб. м в год).

Зато последние 10 лет главным приоритетом «Газпрома» было превращение из «национального достояния» в «энергохолдинг мирового масштаба». И получилось, как говорится, вошли в «мировую цивилизацию»!

«В начале 2008 г. «Газпром» был третьей по капитализации компанией в мире, цена ее акций увеличилась в 46 раз с 2000 г., и Алексей Миллер всерьез прогнозировал рост стоимости «Газпрома» до $1 трлн. В эти годы компания активно завоевывала внешние рынки, все силы были брошены на достижение цели», – говорит главный стратег ИК «Арикапитал» Сергей Суверов.

С середины 2000-х «Газпром» потратил на развитие экспортной инфраструктуры более $140 млрд, запустив пять крупнейших трубопроводных проектов общей мощностью порядка 195 млрд куб. м газа в год («Северный поток – 1 и – 2», «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Сила Сибири») и выкупив долю в единственном на тот момент в России СПГ-проекте «Сахалин-2».

Как в нынешней ситуации жестких санкций будет реализовываться социально значимая программа «Газпрома» по строительству внутрипоселковых газопроводов и «последней мили», межпоселковых  газопроводов, догазификации не охваченных проводным газом регионов, чем  компенсируется низкая маржинальность работы на внутреннем рынке при снижении экспортной премии, покажет ближайшее будущее.

Роман Коломойцев

Читайте больше материалов на нашем сайте