Найти в Дзене
Антон Владимиров

«Я ищу мою свинью»: один из самых страннных фильмов современности

Оглавление

«Свинья» — фильм 2021 года с Николаем Клеткиным, то есть тьфу !, — Николасом Кэйджем, в главной роли. На мой взгляд, один из самых странных фильмов современности. Который, по сути, есть совсем не то, чем кажется.

Я ищу мою свинью
Я ищу мою свинью
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Разбираем фильм «Свинья».

Вроде чушь: лесной отшельник занимается сбором трюфелей при помощи трюфельной свиньи. В один из дней к нему в хижину врываются какие-то наркоманы, и похищают свинью. Отшельник отправляется в дорогу, чтобы узнать что-нибудь, и сталкивается при этом с самыми разными людьми и событиями. Куда как примитивная, вроде бы, драматургия. Штампованная история. Чего в ней может быть интересного ? А вот, представьте себе, интересное есть.

Во-первых, хоть сама история достаточно стандартна (по факту, это всё тот же шекспировский «поиск отца», только на свой лад), задумка достаточно необычна. Редкая кормовая свинья — само по себе необычно, если считать, что это персонаж киноленты.

-2

Разбирать историю полностью смысла нет, тем более, что это сделали уже другие авторы. Остановим внимание на иных вещах.

Музыка

Во-вторых, музыка. В этом фильме отказались от традиционных тяжеловесных симфонических эпиков трёхчастной схемы, заменив их лёгкими гитарами и синтезаторами. Барная музыка, которую часто играют в пабах, ресторанах. Случайно ли ? Оказывается, совсем неслучайно.

-3

Дело в том, что Роб, главный герой фильма — бывший шеф-повар. Удалиться в хижину отшельника его вынудила гибель жены (кстати, тоже вполне стандартный штамп, взять хотя бы Лео из «Мафии»). А зарабатывает Роб на том, что продаёт трюфели Амиру — бестолковому начинающему предпринимателю, который, не построив толком производства, купил себе дорогущий автомобиль. И на этом автомобиле приезжает к Робу. Впрочем, у владельцев элитных ресторанов, на которых работает Амир, наличие такой машины не считается глупостью. Отсюда, в общем, и барная музыка. Но это не точно.

Три необычных операторских приёма

Я, как человек кинематографический, больше слежу за художественным языком картины, чем за какими-то тайнами, которые, будто бы, скрывает от нас режиссёр. Чтобы угадывать такие вещи, нужно смотреть фильм отдельно, с соответствующим настроем. Ещё о тайнах и пасхалках можно узнавать из критических статей, и, по опыту, далеко не всегда создатели фильмов вкладывают в них то, что хотели бы видеть зрители.

Ты даже себя не видишь
Ты даже себя не видишь

Поскольку отсылки в этой картине слишком очевидны (в тот же «Бойцовский клуб»), обращаться к ним смысла нет. Разберём другое.

Индастриал с элементами киберпанка

Амир приезжает к Робу за очередным грузом трюфелей, и тот сообщает ему о похищении свиньи. Отсутствие свиньи, как средства производства, беспокоит Амира, и он готов помочь Робу в поисках. Герои отправляются в город. И здесь в дело вступает оператор.

Амир приезжает
Амир приезжает

Приближение к городу рисуется в фильме как череда бесконечных городских локаций, тёмных, таинственных, непостижимых. Всё говорит нам о том, что город — явно враждебная среда для главного персонажа. Технологии наложения кадров много лет, и часто с её помощью изображаются сильные переживания, воспоминания и размышления главного героя. Достаточно ярко это показано, например, в «Спрут-6. Последняя тайна», сцена в заброшенном концлагере в заключительной серии сезона.

Спрут-6 Последняя тайна. Начало сцены в концлагере, хронометраж 01:50:29 шестой серии.
Спрут-6 Последняя тайна. Начало сцены в концлагере, хронометраж 01:50:29 шестой серии.

И в «Свинье» происходит то же самое. Герой явно погружается в прошлое, в мрачные воспоминания, при помощи череды изображений:

-7
-8

К музыке, которая там в этот момент играет, я бы добавил губную гармошку Снусмумрика.

Седина

В сцене, где главный герой едет в машине с Амиром, постоянно показывают его развивающиеся седые волосы. Суть в том, что они более седые, чем в начале фильма. «У кого моя свинья ?»

Здесь ничего нет для большинства из нас. Купи себе новую свинью.
Здесь ничего нет для большинства из нас. Купи себе новую свинью.

Дрожание

Достаточно часто в этом фильме используется дрожание картинки. Приём это нетипичный, неприятный для зрителя, поэтому его стараются не применять, особенно в 3D. Дрожащая картинка — атрибут ужастиков, и в «Свинье» вроде бы совсем лишняя. Так же, как и ограбление главного героя в стиле «Секретных материалов». Но... В кадре не бывает ничего лишнего.

Закон жанра

«Свинья» — драматический триллер. В триллере время действия всегда движется к катастрофе для главных героев, и на ожидании этой катастрофы (саспенсе) построена вся история. Концовка может быть как печальной, так и счастливой, но катастрофа присутствует всегда.

Ты тратишь на них всю. жизнь, а они тебя даже не видят
Ты тратишь на них всю. жизнь, а они тебя даже не видят

Странно, что многие критики не усмотрели этого в картине. Они не поняли, почему это триллер, а не абсурд. И вообще, на том же «Кинопоиске» фильм получил всего три звезды, что говорит о невысоких требованиях массовой аудитории — идею фильма они не разглядели. Что ж, может, разглядите вы.

«»«»«»«»«»