«Свинья» — фильм 2021 года с Николаем Клеткиным, то есть тьфу !, — Николасом Кэйджем, в главной роли. На мой взгляд, один из самых странных фильмов современности. Который, по сути, есть совсем не то, чем кажется.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Разбираем фильм «Свинья».
Вроде чушь: лесной отшельник занимается сбором трюфелей при помощи трюфельной свиньи. В один из дней к нему в хижину врываются какие-то наркоманы, и похищают свинью. Отшельник отправляется в дорогу, чтобы узнать что-нибудь, и сталкивается при этом с самыми разными людьми и событиями. Куда как примитивная, вроде бы, драматургия. Штампованная история. Чего в ней может быть интересного ? А вот, представьте себе, интересное есть.
Во-первых, хоть сама история достаточно стандартна (по факту, это всё тот же шекспировский «поиск отца», только на свой лад), задумка достаточно необычна. Редкая кормовая свинья — само по себе необычно, если считать, что это персонаж киноленты.
Разбирать историю полностью смысла нет, тем более, что это сделали уже другие авторы. Остановим внимание на иных вещах.
Музыка
Во-вторых, музыка. В этом фильме отказались от традиционных тяжеловесных симфонических эпиков трёхчастной схемы, заменив их лёгкими гитарами и синтезаторами. Барная музыка, которую часто играют в пабах, ресторанах. Случайно ли ? Оказывается, совсем неслучайно.
Дело в том, что Роб, главный герой фильма — бывший шеф-повар. Удалиться в хижину отшельника его вынудила гибель жены (кстати, тоже вполне стандартный штамп, взять хотя бы Лео из «Мафии»). А зарабатывает Роб на том, что продаёт трюфели Амиру — бестолковому начинающему предпринимателю, который, не построив толком производства, купил себе дорогущий автомобиль. И на этом автомобиле приезжает к Робу. Впрочем, у владельцев элитных ресторанов, на которых работает Амир, наличие такой машины не считается глупостью. Отсюда, в общем, и барная музыка. Но это не точно.
Три необычных операторских приёма
Я, как человек кинематографический, больше слежу за художественным языком картины, чем за какими-то тайнами, которые, будто бы, скрывает от нас режиссёр. Чтобы угадывать такие вещи, нужно смотреть фильм отдельно, с соответствующим настроем. Ещё о тайнах и пасхалках можно узнавать из критических статей, и, по опыту, далеко не всегда создатели фильмов вкладывают в них то, что хотели бы видеть зрители.
Поскольку отсылки в этой картине слишком очевидны (в тот же «Бойцовский клуб»), обращаться к ним смысла нет. Разберём другое.
Индастриал с элементами киберпанка
Амир приезжает к Робу за очередным грузом трюфелей, и тот сообщает ему о похищении свиньи. Отсутствие свиньи, как средства производства, беспокоит Амира, и он готов помочь Робу в поисках. Герои отправляются в город. И здесь в дело вступает оператор.
Приближение к городу рисуется в фильме как череда бесконечных городских локаций, тёмных, таинственных, непостижимых. Всё говорит нам о том, что город — явно враждебная среда для главного персонажа. Технологии наложения кадров много лет, и часто с её помощью изображаются сильные переживания, воспоминания и размышления главного героя. Достаточно ярко это показано, например, в «Спрут-6. Последняя тайна», сцена в заброшенном концлагере в заключительной серии сезона.
И в «Свинье» происходит то же самое. Герой явно погружается в прошлое, в мрачные воспоминания, при помощи череды изображений:
К музыке, которая там в этот момент играет, я бы добавил губную гармошку Снусмумрика.
Седина
В сцене, где главный герой едет в машине с Амиром, постоянно показывают его развивающиеся седые волосы. Суть в том, что они более седые, чем в начале фильма. «У кого моя свинья ?»
Дрожание
Достаточно часто в этом фильме используется дрожание картинки. Приём это нетипичный, неприятный для зрителя, поэтому его стараются не применять, особенно в 3D. Дрожащая картинка — атрибут ужастиков, и в «Свинье» вроде бы совсем лишняя. Так же, как и ограбление главного героя в стиле «Секретных материалов». Но... В кадре не бывает ничего лишнего.
Закон жанра
«Свинья» — драматический триллер. В триллере время действия всегда движется к катастрофе для главных героев, и на ожидании этой катастрофы (саспенсе) построена вся история. Концовка может быть как печальной, так и счастливой, но катастрофа присутствует всегда.
Странно, что многие критики не усмотрели этого в картине. Они не поняли, почему это триллер, а не абсурд. И вообще, на том же «Кинопоиске» фильм получил всего три звезды, что говорит о невысоких требованиях массовой аудитории — идею фильма они не разглядели. Что ж, может, разглядите вы.
«»«»«»«»«»