С согласия автора и по моей большой просьбе эта статья была написана и увидела свет. Или наоборот? Свет увидел статью? Решать вам. Из-за пандемии концерт Пирокинезиса в Самаре был перенесён с 2021 года на 2022 год. И вот недавно Дана (автор статьи) не только побывала на концерте Pyrokinesisa, но и лично встретилась с исполнителем. Возможно, у кого-то своё мнение и своя оценка его творчества , но в этой статье автор поделился своими чувствами, которые вызывают у неё песни Андрея, своим видением каждой строки, каждой ноты...
Черное полотно опустилось над городом, сообщая жителям, что пора готовиться ко сну. Нарушают картину редкие фонари улиц, блеск фар на проезжей части и привычные квадратики света на панельках домов. Но во внимание возьмём лишь один квадратик света, в пространстве которого сидит юноша, чьи пальцы бегают по клавиатуре, судорожно набирая новый текст, что приведёт фанатов в восторг.
Чёлка свисает со лба, пытаясь скрыть обезумевший, но сосредоточенный взгляд светло-голубых глаз. Но с каким бы усилием прядь волос ни пыталась скрыть описанный выше безумный взор, на фоне сиренево-фиолетовых синяков под глазами это было невозможно.
Время и место неважно. Пространство комнаты делилось в тот момент на бесконечность. И в каждой поделённой части тогда он видел историю.
КТО ОН
Кто он? Имя не скажет ровным счётом ничего, но псевдоним, под которым выступает музыкант, может дать задел на дальнейший его анализ. Pyrokinesis . Псевдоним исходит от термина в парапсихологии «пирокинез», что значит вызывать огонь или значительное повышение температуры силой мысли.
Он безумен, и в своём безумии очарователен. Тексты Pyrokinesisa отличаются от бессмысленности современных работ рэп и поп музыки. Большинство из них - старое доброе ультранасилие. Его музыка – не просто выдуманный образ, это – переосмысленные автором моменты жизни и реакции на действительность. Тексты, идущие от сердца, но качественно сохраняющие границу экспрессии и холодного ума, несут ненависть, боль и агрессию личности, которая не просит помощи.
Для него реальность давно ясна, психология людей прозрачна, а смысл жизни исчерпан. Ему тесно в клетке своего физического тела, но даже лирические метаморфозы не заменят ему духовной свободы.
Концептуальность его текстов – вот что отличает его от множества исполнителей. В своих творениях значительный упор он делает на текстовую составляющую. Тесты лингвистически сложны, насыщены психологическими, мифологическими, физико-математическими терминами, чем-то напоминая философское эссе.
В одном произведении он коронует себя в терновый венец эволюции. В другом аннотация к кормлению внутренних демонов. Третий сюжет повествовал о том, как Сатурн пожирает своих детей. В следующем он видел, как танцует полумесяц.
Некоторые его песни перекликаются между собой. То есть тема одной песни или её отдельные строки могут упоминаться в другой. Помимо альбомов Pyrokinesis пишет песни-рассказы, которые объединены одним сюжетом. Одним словом, он создал маленькую, но многогранную вселенную, в которой все составляющие тщательно продуманы и в значительной степени связаны.
Каждый альбом – это определённая история с хорошо продуманной темой, символикой и лирическими героями. Лирические герои в его произведениях не всегда выдуманы. Есть такие, которые действительно встречаются в истории (например Жанна Д Арк, Иисус, Святая Мария, Селезнёва Алиса), в литературе ( Отелло и Дездемона), в мифологии ( Анубис, Сатурн).
В каждой истории кроется одна конкретная идея. Но у каждой идеи также, как и у осколков зеркала, много отражений, поэтому идея зачастую бывает противоречива, ведь каждый вглядывается с определённого ракурса. А противоречивость смысла его песен является следствием натуры.
Гармонично соединяя противоположности в тексте, Pyrokinesis создаёт символическую абстракцию, благодаря которой каждый слушатель находит ответы на СВОИ вопросы. Именно поэтому абстракция, которая легла в основу сюжета текста, становится ощутимой и вещественной, когда вглядываешься в детали.
ВСЕ РОЗЫ ПОПАДАЮТ В АД
Чтобы не пестрить умозрительными фразами, стоит привести конкретный пример, основанный на разборе конкретной песни, чтобы понять всю глубину его лирических творений.
Выбор пал на трек «Все розы попадают в ад», ибо в нём много символики, метафор и философии.
Исходя из названия трека, сразу можно выяснить следующее: роза, согласно древнегреческому мифу, олицетворяет пылкую любовь и преданность. Но как же любовь может попасть в ад? Очевидно, речь идёт об объекте любви – возлюбленной автора.
«А как иначе бы согреть могла?
И говорят, что только пепел знает, что значит сгореть дотла
И за всё придётся платить по счётам” – В данном случае «согреть могла» – роза. Согреть можно любовью. Всё-таки речь идёт о девушке. В следующей строчке мы видим, что чувства автора превратились в пепел, так как «роза» уже не даёт тепла должным образом. Теряя чувства к своему партнёру, мы бросаем его, сжигая «любовь дотла», обращая её в пепел. Почему же интерес к возлюбленной пропал? Я думаю, ответ кроется в строчке: «и за всё придётся платить по счётам». Видимо, это измена. Подтверждения данному выводу мы будем находить на протяжении всего текста песни.
“Сколько соли впитала твоя щека? Не плачь, солнышко» – очевидно, что автор обращается к девушке. Из этой строки мы понимаем, что слёзы «розы» – раскаяние за содеянное.
“Но как сжигать всё дотла, увы, знает только огонь
Ветер нужен праху так же, как искра костру” – в первой строчке автор будто бы завидует огню, потому что не смог сжечь все чувства дотла и до сих пор что-то к ней испытывает. Ветер является символом свободы, а прах олицетворяет остатки былой любви. Также как и искра – обстоятельство или причина , из-за которой возникает любовь, а костер – уже сильное разгоревшееся чувство. Искры нет, поэтому и огню быть не дано.
“От красоты до пепла шаг, он так близко но я рискну (А там черви)
В сердце дамы трёф ” – главному герою предстоит выбор: разорвать отношения полностью или выбрать красоту ( я думаю, в данном случае «розу»), простив её. И, как мы понимаем, он выбирает второе, ибо уже сразу обозначил, что «там черви». Сердце как ампула для искренних чувств человека, омертвело (черви питаются мёртвой органикой) и там поселились черви. Также же, если рассматривать символику, то черви являются символом слабости, подлости и послушной зависимости. В любом случае, это не очень приятное явление, особенно, если представить червей в сердце.
«Дама треф» – символ женской любви и преданности мужу.
“по ночам моя любовь Считает мёртвых воробьёв и живых уродин” – воробей в греческой мифологии являлся главным помощником Афродиты – богини красоты и любви, а также символом верности. Мертвый воробей – новое предательство. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что прощение возлюбленной ничего не изменило. Всё опять кончилось новой изменой.
“Розы ранят, розы любят, вроде,
Но розы вянут, розы падают на гроб господен” – розы здесь стоит воспринимать как символ человека, так как хоть любовь и может ранить, но любить любовь не может. Люди ранят своими поступками, люди любят, и люди умирают.
“И ты не тронь, что к рукам, то не к лицу
И моя свобода любит цепи, цепи на шее, и поцелуи” – главный герой хоть и страдает, но он ещё привязан к девушке. Он зависим от неё. Поэтому его свобода любит цепи и поцелуи. Он добровольно вытянул руки и дал себя приковать, хоть это и вызывает страдание.
“И их топчут на полу, один вопрос:
«Они когда и как приняли грехи»
За что все розы попадают в ад?” – учитывая то, что в нашей теории розы – это люди, то здесь всё логично. Людей можно растоптать морально. Также мне кажется, что подтекст здесь всё-таки в символе розы как красоты. Ибо за внешнюю красоту часто приходится платить. Да и ранее красота была первым признаком, по которому вычисляли ведьм. Поэтому, я всё же думаю, что главный герой искренне не понимает, почему за свою красоту розы попадают в ад.
Вся ирония заключается в том, что он удивляется этому, не потому, что из излишней красоты девушки могут несправедливо страдать, а потому что покорён этой самой дьявольской красотой, которая под внешним превосходством являет собой внутреннее уродство.
Пост-припев:
“Что ты или кто? Сама было два вопроса
Но у каждой розы своя Виа Долороза
Что ты или кто? Сама было два вопроса
Но у каждой розы своя Виа Долороза” – Виа Долороза – путь скорби (также это улица в Старом городе Иерусалима, по которой, согласно христианской традиции, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия). У каждой розы свой путь, но при этом они все обречены.
Здесь уже и закрадывается мысль, что автор сравнивает каждого человека с розой, ибо считает, что совсем некрасивых нет, но шипы присущи каждому. Но почему же ВСЕ розы попадают в ад? За любовь? Христианство не отвергает любовь, но отвергает излишнюю страсть и похоть.
Второй куплет:
«И боль по ней, ведущая до старца от юнца» – боль, которую мы испытываем всю жизнь, шагая по Виа Деларозе от рождения до самой смерти.
«И в этом Царстве идиотов так боготворят глупца» – автор считает верующих идиотами, а Бога глупцом.
«Что я звезду вставил себе в лоб сам, перевернув
Будто Адам, им свои ребра стал бросать, как псам
И там к кости близка слюна…
Я искренне желаю с диким визгом радости
Подавиться кровью Христа всем вам…”
» – и решает стать новым Богом, при этом переворачивая звезду (перевёрнутая звезда – самый известный сатанинский символ). Также решая создать нового человека (им свои рёбра стал бросать как псам – согласно Библии Ева была сотворена из ребра Адама). Но после того, как ничего не получилось, он оставляет ядовитое пожелание подавиться кровью Христа.
Далее идёт припев:
“Цвет увидеть в темноте никак, но
Если любить, то в самом деле так
И на розовых, на лепестках погибает красный закат
Так розы попадают в ад» – автор имеет в виду, что нужно избавляться от «розовых очков» и любить искреннее, не поддаваясь ложной страсти.
Пост-припев:
«Все розы попадают в ад
Все розы попадают в ад
Хоть и Алиса красит все по-разному
Но шипы одни, и кроме боли не заполнить пустоту никак
Все розы попадают в ад
Все розы попадают в ад
И плевать хоть белый, чёрный, красный
Само рождение - грех и за шипы в конце все розы попадают в ад» – в заключительной части есть несколько интересных моментов. Всем знакома книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Все ли помнят момент, когда Алиса, пребывающая в замке Красной Королевы, красила розы в красный цвет?
Так вот, в представлении главного героя образ Алисы выступает в роли чего-то возвышенного, может даже божественного, как богиня судьбы, которая ведёт людей по Виа Деларозе, раскрашивая и меняя их оттенки, из-за которых впоследствии мы зачастую не видим сути, а только лишь яркую оболочку.
Но ответ на самый главный вопрос «За что все розы попадают в ад?» мы всё же получаем. И это самая банальная христианская мысль средневековья – за рождение. В средневековье люди верили, что человек рождён грешником, и всю жизнь он должен страдать, дабы искупить свои грехи. И плевать, каким ты дойдешь до конца, хоть безгрешно белым, хоть чёрным, хоть красным, за свои шипы мы всё же попадаем в ад.
Продолжу линию с цветами. У Андрея ( настоящее имя Pyrokinesis) в текстах нет деления на белый и чёрный. Темы перекликаются, как палитра, создавая насыщенную, яркую и глубокую картину мира самого исполнителя. И поэтому слушатели любят его, поэтому признаю его гениальность я. За то, что он умеет раскрасить серую реальность, как говорится, всеми цветами радуги.
СПАСИБО АВТОРУ
Хочу поблагодарить Дану от своего лица и от лица читателя за работу, в которую вложена неподдельная искренность, вдохновение и творческая сила.
Если заметка пришлась вам по душе, подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, всегда с вами.
С уважением, Татьяна Слепова.