Найти в Дзене

Цель жизни — не счастье, а смысл

Оглавление

В периоды жизни, когда внутренние опоры становятся шаткими, помочь укрепить их, помимо прочего, могут книги, поднимающие вопросы смыслов. По крайней мере для меня они таковыми всегда оказывались. Слово, будучи средоточием смысла, способно активировать силы, отвечающие за наше самоисцеление.

Поэтому хочу порекомендовать здесь ряд авторов, чьи труды не только становились источником поддержки в разные периоды, но и оказали влияние на мою систему этических ценностей. Во всех случаях это точно не поверхностная поп-психология и не строгая научная литература, ограничивающаяся терминами и диагнозами, но скорее философия (а на мой взгляд, психотерапия, претендующая на исцеление смыслов, в том числе в ситуации мировых кризисов, от философии неотделима).

Всех этих авторов определяет глубокий гуманизм, сформированный вследствие богатого личного и/или практического опыта. Их биографии при желании вы можете найти сами, я лишь оставлю некоторые краткие примечания, выборки трудов и характерные цитаты.

Джеймс Холлис

Юнгианский психоаналитик. Вообще я не стала бы рекомендовать труды этой братии для основной массы читателей, потому что они могут быть слишком мудрены и сложны для восприятия без предварительного знакомства и заинтересованности в юнгианстве. Однако здесь совсем другая история, и всего Холлиса можно без конца разбирать на цитаты.

Что почитать:

  • «Под тенью Сатурна. Мужские психические травмы и их исцеление»;
  • «Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл»;
Жить своей жизнью довольно трудно, и мы сослужим добрую службу другим людям, если сконцентрируем усилия на собственной индивидуации, а не будем упираться и навязывать другим свое представление о том, как следует жить.
  • «Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по-настоящему взрослым»;
Несмотря на все льстивые уверения массовой культуры, цель жизни — не счастье, а смысл. Те же, кто стремятся к счастью, пытаясь приуменьшить страдание или вовсе избежать его, обнаружат лишь, что жизнь становится всё более и более пресной и поверхностной. Как мы уже видели, каждая критическая ситуация ставит перед нами задачу, решение которой делает жизнь куда насыщенней и богаче, но никак не ущербной. Жизнь — это не проблема, с которой нужно справиться...
  • «Жизнь между мирами. Как найти ресурс в себе, когда все вокруг разваливается»;
  • «Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений»
У каждого из нас в жизни бывали моменты, когда хотелось как можно дальше отдалиться от безумия жизни, и такая возможность могла бы благотворно повлиять на наше душевное здоровье. Но уйти из социальной жизни навсегда — значит исключить возможность развития личностной идентичности.

Томас Мур

Психотерапевт, последователь архетипической психологии, основанной Джеймсом Хиллманом. Бывший монах.

Что почитать:

Особое внимание обращаю на «Темные ночи души», которая позволяет переосмыслить периоды тяжелых душевных кризисов и в частности депрессии. Меня эта книга вытянула в своё время.

Склонного к меланхолии человека называли «дитя Сатурна». Сатурн характеризуется как холодный и удаленный, но у него есть также и другие значения. Иногда его называли богом мудрости и философской рефлексии. В некоторых садах эпохи Ренессанса были беседки, посвященные Сатурну, — темное, тенистое и удаленное место, где человек может отдохнуть и погрузиться в покой депрессии, не боясь, что его побеспокоят. Сатурн иногда называли SolNiger – черным Солнцем. В его черноте можно найти настоящий бриллиант – нашу сущностную природу, дистиллированную из депрессии и являющуюся, возможно, самым большим подарком меланхолии.

  • «Забота о душе»,
  • «Возвращение волшебства в повседневную жизнь»
Поскольку в масс-медиа часто используются профессиональные психологические термины, многие люди сегодня могут свести сложность своей жизненной ситуации к таким проблемам, как созависимость или заниженная самооценка. Но все это культурные особенности сегодняшнего времени, болезни дня, и хотя они могут вполне убедительно объяснить каждую проблему человека, они слишком просты по сравнению с тонкостью и сложностью человеческой жизни. Вам нужны собственные слова, собственная поэзия и ваш собственный конкретный диагноз.

Виктор Франкл

Психиатр, прошедший через нацистский концентрационный лагерь. Этот экстремальный опыт стал первым столпом для основания логотерапии, т.е. психотерапии, сосредоточенной на смыслах жизни.

Что почитать:

  • «Человек в поисках смысла»;
Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».
У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь
  • «Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере»;
  • «Страдания от бессмысленности жизни»
Утрата смысла жизни — основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают.

Эрих Фромм

Социолог, основатель гуманистического психоанализа.

Что почитать:

  • «Бегство от свободы»;
  • «Здоровое общество»;
Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я — пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я — автомобиль» или более конкретно: Я — «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я — фабрикант», «Я — служащий», «Я — доктор» или «Я — женатый человек» или «Я — отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.
  • «Искусство любить»;
Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.
  • «Дзен-буддизм и психоанализ»;
  • «Иметь или быть»;
Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями.
  • «Искусство быть».