Так уж получилось, что в двух предыдущих статьях я поднял несколько вопросов о системе управления в образовании. Теперь, казалось бы, надо переходить в непосредственно содержанию образования. Но вот что интересно. Изучая сайт нашего министерства не сложно заметить, что в его структуре (министерства, конечно) есть 13 Департаментов и среди них можно найти и такой «Департамент стратегии, программной и проектной деятельности», казалось бы – УРА! Есть те, кто занимается стратегией образования! Начинаешь изучать, что же это за департамент такой, и, о счастье (!):
«Основные направления деятельности:
1. выработка и реализация государственной стратегии в сфере образования;
2. координация подготовки документов стратегического планирования Правительства Российской Федерации в части полномочий Министерства (в том числе государственных программ Российской Федерации);
3. формирование сводного плана деятельности Министерства и подготовка отчета о выполнении указанного плана;
4. взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональными ассоциациями и общественными организациями по вопросам прогнозирования развития системы образования;
5. обеспечение функционирования и совершенствования системы государственной отраслевой статистики в сфере полномочий Министерства;
6. мониторинг системы образования, координация работы структурных подразделений Министерства, анализ полученных данных и организация мониторинга развития инновационной деятельности;
7. подготовка обобщенных материалов о развитии региональных систем образования;
8. организация и координация проектной деятельности Министерства, в том числе в части разработки, реализации, мониторинга национального проекта «Образование» и входящих в его состав федеральных проектов;
9. организация функционирования ведомственного проектного офиса, а также обеспечение формирования и функционирования координационного совета проектной деятельности Министерства;
10. координация реализации мероприятий, направленных на развитие цифровой образовательной среды;
11. разработка, рассмотрение и согласование проектов документов, разрабатываемых по отраслевому и территориальному принципам в рамках стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
12. координация деятельности по вопросам социально-экономического развития приоритетных территорий, включая Арктическую зону Российской Федерации, Дальний Восток, в сфере полномочий Министерства;
13. содействие развитию конкуренции в образовании, координация мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе претендующих на статус исполнителей общественно полезных услуг, негосударственных организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства;
14. координация работы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в установленной сфере деятельности Министерства;
15. реализация функций по выработке основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам оплаты труда, трудовых отношений, сопровождения перехода на новые системы оплаты труда».
Тут, правда, из 15 основных направлений деятельности стратегии посвящен только первый пункт и частично – второй. Остальное к стратегии имеет весьма опосредованное отношение, да и с программной и проектной деятельностью не все понятно. Но меня больше заинтересовало, кто же руководит этим департаментом? Ну не все же только Кравцова ругать?
Найти биографию этих чиновников оказалось не так-то просто – на сайте министерства ее нет, в поисковике она не выпадает. Люди, которые должны определять стратегию развития образования России, скрыты в тени. Про директора департамента – М. А. Руденок, известно, что она пришла с новым министром из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, где успешно трудилась последнее время. Понятно, что министр приводит за собой свою команду, но хотелось бы, чтобы эта команда была командой профессионалов. Впрочем, может, руководитель департамента и не должен разбираться в таких тонкостях, хотя хотелось бы знать ее образование и трудовой путь. Впрочем, возможно, на уровне ее заместителей есть крепкие профессионалы? Давайте посмотрим.
Ю. А. Гаврилова – образование не известно, нет, то, что оно есть, никто не сомневается. Опыт работы за последние 6 лет исключительно в министерстве – от начальника отдела (Департамент стратегии, анализа и прогноза) в 2014 году до заместителя директора департамента стратегии, программной и проектной деятельности. То есть это тот самый чиновник, который разрабатывал «Федеральную целевую программу развития образования», «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», – то есть тех самых проектов, реализация которых привела к тому, что мы опять находимся в состоянии отсутствия внятного понимания, что же нам делать с образованием!
Е. А. Мурована – опять не известно образование, но также можно сказать, что человек прошел такой же путь, как и Ю. А. Гаврилова – в министерстве от начальника отдела (Департамент стратегии, анализа и прогноза) в 2014 году до заместителя директора департамента стратегии, программной и проектной деятельности. Как под копирку.
А. В. Кветинская – образование не известно, но в Министерстве просвещения давно, работала референтом, потом помощником министра, а потом – раз, и карьерный взлет: заместитель директора департамента (Говорят, что А. В. Кветинская защитила диссертацию на тему «Механические свойства материалов на основе алюминия, дисперсно-упрочненных наноразмерными частицами Al₂O₃» в Томском университете в 2019 году. Возможно, это просто полная тезка, но если это действительно она, то я искренне восхищаюсь работоспособностью данного человека. Сочетать работу чиновника в Москве и исследования по такой тематике, да еще в Томске, – это очень серьезный уровень. Хотя, судя по публикациям, возможно, она занималось этой деятельность до перехода на работу в министерство, а потом, уже работая в министерстве, логично завершила свои исследования защитой диссертации).
Возможно, вы посчитаете, что я несправедлив к данным чиновникам, но хотелось бы отметить, что на этом уровне – уровне выработки концепций развития образования – хочется видеть людей, биографии которых не являются тайной, и из которых можно понять, что с современной школьной проблематикой они знакомы не понаслышке. Подчеркну: ни с кем из вышеперечисленных чиновников я не знаком, и могу судить об их работе только по тому продукту, который они производят. В данном случае, это уже упоминавшиеся программы и концепции.
И еще. Вот чего я не нашел на сайте министерства, так это департамента, который занимался бы методическим обеспечением образовательного процесса! Что угодно есть, а методистов нет! Это, кстати, очень показательно и многое объясняет в понимании тех процессов в образовании, которые происходят сейчас! Люди недопонимают, чем реально живет школа и какие реальные процессы в ней требуют пересмотра и реформирования. Не из этого ли происходят и метания министра, когда он в разных интервью говорит иногда странные, а иногда и противоречащие друг другу вещи.