Климатические проблемы, сдержанность инвесторов и политические споры осложняют переход на поставки из США, Северной Африки и Средиземноморья.
ХЬЮСТОН - Поставки природного газа из России стали инструментом давления в конфликте с Европой из-за российского вторжения в Украину. И ставки высоки для Европы, которая зависит от России в поставках 40 процентов газа, согревающего и освещающего ее дома и предприятия.
Конфронтация также представляет собой вызов для мирового газового рынка, который, как правило, в кризисные времена переживал меньшую волатильность цен и политические манипуляции, чем нефтяной.
Европа обращается к Соединенным Штатам, чтобы восполнить часть дефицита, но расширение использования ископаемого топлива наталкивается на сопротивление климатических проблем и нежелание инвесторов. Производители газа в Северной Африке сталкиваются с региональной политической турбулентностью. А надежды на получение нового газа из восточного Средиземноморья осложняются региональными спорами и конкуренцией со стороны Азии.
"Вторжение России в Украину ускорило глобализацию газовых рынков и значительно усложнило их", - сказал Пол Бледсоу, советник по вопросам климата при президенте Билле Клинтоне.
Европа и Россия уже ведут энергетическую дуэль, в ходе которой Европа стремится сократить импорт российского угля и нефти. Но торговые связи более тесные для природного газа, который труднее и дороже транспортировать, чем нефть. Россия прекратила продажу газа Польше и Болгарии, когда они отказались от требований осуществлять платежи в рублях.
Германия, крупнейший европейский потребитель российского газа, все еще покупает газ, но после февральского вторжения быстро отложила строительство дополнительного российского газопровода "Северный поток - 2".
Поставки газа были относительно стабильными с тех пор, как Россия ненадолго сократила поставки через Украину в 2006 году. В США, которые стали крупнейшим в мире производителем и экспортером, после бума сланцевого бурения было так много газа, что избыток продукции сжигался в факелах, как в Ираке и других богатых нефтью странах, которые часто относятся к газу как к отходам.
Мировые цены на газ росли за несколько месяцев до вторжения по целому ряду причин, включая сокращение гидроэлектроэнергии в Латинской Америке из-за засухи и недостаточное количество ветра в Европе для развития возобновляемых источников энергии. Теперь перебои с поставками из России привели к дальнейшему росту цен во многих странах мира и увеличению сжигания угля.
Европа производит только пятую часть необходимого ей газа, и ее месторождения находятся в упадке. Остальной газ импортируется, почти половина которого обычно поступает из России. В последние недели импорт из России сократился, а норвежское производство и импорт сжиженного природного газа, более известного как L.N.G., увеличились, чтобы занять его место. Германия, главный двигатель европейской экономики, в спешном порядке строит дорогостоящие терминалы для приема гигантских танкеров с охлажденным до жидкого состояния газом.
"Вторжение в Украину привело к тому, что один из трех основных производителей природного газа на глобальном уровне исчез из картины будущего планирования", - сказал Шариф Суки, исполнительный председатель Tellurian, газовой компании, строящей экспортный терминал в Луизиане. "Никто не будет полагаться на Россию в будущем. Теперь у США есть возможность стать на сегодняшний день крупнейшим производителем природного газа".
Европейские страны выразили намерение постепенно избавиться от зависимости от более чем 150 миллиардов кубических футов ежегодно импортируемого российского газа, частично за счет импорта дополнительных 50 миллиардов кубических футов L.N.G., что примерно на 50 процентов больше, чем импортируется в настоящее время.
Это будет нелегко, поскольку мировой рынок L.N.G. составляет всего 523 миллиарда кубических метров в год, почти 20 процентов которого уже поставляется в Европу. В Соединенных Штатах и Катаре вводятся в строй новые экспортные терминалы по добыче L.N.G., но спрос растет еще быстрее, особенно в азиатских странах, которые пытаются уменьшить загрязнение воздуха от сжигания угля.
Остаются Соединенные Штаты, хотя некоторые из их газовых месторождений не имеют достаточной пропускной способности трубопроводов и привлекают мало крупных бурильщиков, поскольку цены до недавнего времени были очень низкими.
После вторжения России администрация Байдена обязалась увеличить экспорт L.N.G. в Европейский Союз на 15 миллиардов кубических футов, или примерно на 40 процентов. Это лишь десятая часть российских поставок в Европу, но американские эксперты в области энергетики говорят, что американские компании могли бы добывать и поставлять гораздо больше газа при наличии большего количества трубопроводов и экспортных терминалов.
Экспортные операции в США расширяются: три новых терминала, как ожидается, будут построены к 2026 году. Еще 10 ожидают разрешений, долгосрочных покупателей и инвесторов. Компания EQT, один из ведущих производителей газа, призвала страну увеличить мощности по добыче газа в четыре раза к 2030 году, и это предложение получило широкую поддержку в отрасли.
"У нас есть ресурсы в земле", - сказал Дэвид Брэзиэл, исполнительный директор аналитической компании RBN Energy. "И мы могли бы их разрабатывать, если бы администрация дала понять, что она хочет развивать газовые ресурсы".
Но защитники окружающей среды отмечают, что при добыче природного газа выделяется метан, мощный парниковый газ, и предупреждают, что строительство многомиллиардной инфраструктуры приведет к сохранению выбросов углерода на десятилетия. Администрация Байдена заявила о поддержке как возобновляемых источников энергии, так и природного газа, что не удовлетворило ни экологов, ни нефтегазовую промышленность.
"Администрация пытается получить и то, и другое", - сказал Дэн Беккер, юрист Центра биологического разнообразия. "Решение проблемы - это не краткосрочная мера по увеличению поставок газа из США или откуда-то еще. Решение заключается в переходе на чистые возобновляемые источники энергии".
Помимо России, Средиземноморский регион стал ведущим источником газа для большей части Европы. Но даже по мере развития разведки средиземноморского газа, особенно на больших глубинах, его продажа в Европу наталкивается на неприятные проблемы.
Италия долгое время зависела от Ливии в плане энергоснабжения, даже когда полковник Муаммар Каддафи правил безжалостно и с антизападной риторикой. Но сегодня нефтяные и газовые месторождения и экспортные терминалы часто блокируются конкурирующими вооруженными группировками, в том числе и той, которой помогает Россия.
Испания получает большую часть своего газа по трубопроводу из Алжира, и Алжир был бы рад поставлять больше газа в Испанию и Португалию по трубопроводу через Марокко, но проблема платежей между Алжиром и Марокко и ухудшение отношений в целом завели в тупик переговоры о продлении контракта в октябре прошлого года.
Египет восстановил работу двух терминалов L.N.G., экспортируя свой собственный газ, а также газ Израиля с их расширяющихся морских газовых месторождений. Однако Китай предложил такие выгодные долгосрочные контракты, что европейским покупателям трудно конкурировать.
По данным Middle East Petroleum and Economic Publications, базирующейся на Кипре, в первом квартале 2022 года экспорт газа из Северной Африки в Европу сократился на 5% по сравнению с предыдущим годом.
Поскольку отношения между Израилем и Турцией постепенно улучшаются, эксперты в области энергетики говорят о растущих перспективах строительства подводного газопровода между израильскими газовыми месторождениями и Турцией, чтобы связать израильское производство с европейскими рынками. Однако гноящиеся территориальные вопросы между Турцией и Кипром могут затормозить любые проекты, поскольку газопровод должен будет пройти через кипрские воды. Новое кипрское газовое месторождение под названием Афродита выглядит многообещающе, но его ограниченные запасы, вероятно, не будут поступать в течение нескольких лет.
Возможности стран-производителей газа и таких штатов, как Техас и Пенсильвания, в конечном итоге также могут быть ограничены экологическими проблемами.
Лесли Палти-Гузман, президент Gas Vista, компании, занимающейся анализом рынка, говорит, что фундаментальные сдвиги в торговле газом могут продолжаться до тех пор, пока цены на газ в Европе остаются высокими. Но даже если будет построено больше терминалов L.N.G., сказала она, будущее природного газа ограничено.
"Сейчас США и Европа глотают пилюлю L.N.G., но это не будет продолжаться вечно", - сказала г-жа Палти-Гузман. "Углеродная нейтральность не исчезнет, даже если в настоящее время приоритетом является национальная безопасность".