Найти тему

Анатомия и функционал языка как мышцы

Оглавление

Язык – один из органов артикуляционного аппарата. Он может легко менять положение, форму и напряжение. Речь, сосание, пережёвывание пищи и глотание, и даже эмоции – без мышц языка всё это затрудняется или становится недоступным.

По языку можно судить о состоянии организма и диагностировать функциональные проблемы. А задержка речевого развития может быть связана не только с проблемами в головном мозге, но и с чисто механическими дисфункциями разных частей артикуляционного аппарата. Работать с языком можно в любом возрасте, и практически всегда терапия будет иметь эффект.

Из чего состоит язык: немного анатомии

Условно язык делится на два отдела:

  • Задняя часть – корень языка, мышцы, которые крепятся к кости;
  • Передняя часть – подвижная, состоит из спинки, боковых и переднего краёв и кончика.

Точки прикрепления языка имеют важнейшее значение и всегда учитываются в физической терапии. Они отвечают за движения языка и его стабилизацию. Мышцы передней части обеспечивают чистоту речи и другие функции.

Конечно, чтобы красиво говорить, важны не только мышцы языка. Положение зубов, подвижность и мягкость губ, щёк, высота верхнего нёба, взаимное расположение всех этих органов – всё это оказывает влияние на качество речи. Но язык даёт возможность чисто и красиво произносить сами звуки.

-2

Развитие языка как органа речи

С младенчества язык и гортань у разных народов развиваются по-разному. Нейронные связи, которые будут отвечать за движения языка, начинают развиваться с рождения. Можно сказать, что первая речь – это звуки, которые произносит новорожденный. В дальнейшем человек, повинуясь законам онтогенеза, осваивает тот набор движений артикуляционного аппарата, который свойственен окружающим его людям. У каждого этноса свои особенности произношения. Поэтому существуют акценты, поэтому не всегда взрослый человек может освоить звуки другой языковой группы.

Задержку развития речи можно заподозрить или предсказать уже в первые недели жизни. Об этом много говорится на нашем курсе нейрологопедии. Там подробно перечисляются все моменты, свойственные для каждого возраста, по месяцам. Некоторые аспекты задержки развития речи связаны с состоянием мозга. На особом контроле недоношенные, дети после родовых травм, с генетическими заболеваниями, с низким или высоким тонусом и т.д. Но на речь влияют и состояния самого языка: асимметрии, излишнее напряжение или расслабленность, форма, длина уздечки и прочее. В первые недели жизни такие моменты проявляются проблемами с дыханием, глотанием, сосанием. Познакомиться подробнее с функциональной анатомией языка, с этапами развития речи и проблемами детей и взрослых можно на вебинаре «Возможности нейрологопедии в лечении дисфункций языка».

-3

Функции языка

Язык отвечает за глотание, дыхание, благодаря ему мы ощущаем вкус еды. Из неочевидных связей этого органа с остальным телом:

  • ходьба, походка, осанка;
  • движение рук, особенно, мелкая моторика;
  • координация и стабилизация тела.

Кстати, язык – настоящий индикатор напряжения нервной системы. Если человек вытащил кончик языка, занимаясь каким-то делом, требующим сосредоточенности, значит, для него это дело особенно сложное. Это часто можно видеть среди детей, но и взрослые тоже иногда стабилизируют себя, вытаскивая кончик языка.

-4

Как улучшить состояние языка

Как выглядит здоровый язык? Он открыт, то есть, плоский, как лопата, свободный от спазмов, подвижный. Укреплять язычные мышцы можно в любом возрасте. В этом помогают:

  • Жёсткая еда. Чёткость будущей речи во многом зависит от того, дают ли ребёнку жевать жёсткие кусочки. Делать это можно уже с 8 месяцев. Многие взрослые боятся, что малыш подавится, а потом, в возрасте 5-7 лет они вынуждены искать логопеда или мануального терапевта. Мышцы языка и челюстей должны работать, причём, в любом возрасте.
  • Тренировки. При отсутствии явных проблем можно и нужно использовать любые профилактические комплексы упражнений для языка. Язык должен работать. Тренировки помогают избежать дистрофии. Тонкий и длинный язык встречается не только при ДЦП или спинальной мышечной атрофии, но и у тех, кто был вынужден долго находиться без движения, питаться через зонд или дышать через аппарат искусственной вентиляции легких.
  • Массаж. Никаких специальных приспособлений не требуется: можно просто ежедневно массировать язык зубной щёткой, уделяя внимание не только спинке, но и боковым поверхностям.

Итог таких занятий – громкий голос, чёткая речь и выносливость языка. К счастью, это та мышца, которую можно развивать в любом возрасте.