Язык – один из органов артикуляционного аппарата. Он может легко менять положение, форму и напряжение. Речь, сосание, пережёвывание пищи и глотание, и даже эмоции – без мышц языка всё это затрудняется или становится недоступным.
По языку можно судить о состоянии организма и диагностировать функциональные проблемы. А задержка речевого развития может быть связана не только с проблемами в головном мозге, но и с чисто механическими дисфункциями разных частей артикуляционного аппарата. Работать с языком можно в любом возрасте, и практически всегда терапия будет иметь эффект.
Из чего состоит язык: немного анатомии
Условно язык делится на два отдела:
- Задняя часть – корень языка, мышцы, которые крепятся к кости;
- Передняя часть – подвижная, состоит из спинки, боковых и переднего краёв и кончика.
Точки прикрепления языка имеют важнейшее значение и всегда учитываются в физической терапии. Они отвечают за движения языка и его стабилизацию. Мышцы передней части обеспечивают чистоту речи и другие функции.
Конечно, чтобы красиво говорить, важны не только мышцы языка. Положение зубов, подвижность и мягкость губ, щёк, высота верхнего нёба, взаимное расположение всех этих органов – всё это оказывает влияние на качество речи. Но язык даёт возможность чисто и красиво произносить сами звуки.
Развитие языка как органа речи
С младенчества язык и гортань у разных народов развиваются по-разному. Нейронные связи, которые будут отвечать за движения языка, начинают развиваться с рождения. Можно сказать, что первая речь – это звуки, которые произносит новорожденный. В дальнейшем человек, повинуясь законам онтогенеза, осваивает тот набор движений артикуляционного аппарата, который свойственен окружающим его людям. У каждого этноса свои особенности произношения. Поэтому существуют акценты, поэтому не всегда взрослый человек может освоить звуки другой языковой группы.
Задержку развития речи можно заподозрить или предсказать уже в первые недели жизни. Об этом много говорится на нашем курсе нейрологопедии. Там подробно перечисляются все моменты, свойственные для каждого возраста, по месяцам. Некоторые аспекты задержки развития речи связаны с состоянием мозга. На особом контроле недоношенные, дети после родовых травм, с генетическими заболеваниями, с низким или высоким тонусом и т.д. Но на речь влияют и состояния самого языка: асимметрии, излишнее напряжение или расслабленность, форма, длина уздечки и прочее. В первые недели жизни такие моменты проявляются проблемами с дыханием, глотанием, сосанием. Познакомиться подробнее с функциональной анатомией языка, с этапами развития речи и проблемами детей и взрослых можно на вебинаре «Возможности нейрологопедии в лечении дисфункций языка».
Функции языка
Язык отвечает за глотание, дыхание, благодаря ему мы ощущаем вкус еды. Из неочевидных связей этого органа с остальным телом:
- ходьба, походка, осанка;
- движение рук, особенно, мелкая моторика;
- координация и стабилизация тела.
Кстати, язык – настоящий индикатор напряжения нервной системы. Если человек вытащил кончик языка, занимаясь каким-то делом, требующим сосредоточенности, значит, для него это дело особенно сложное. Это часто можно видеть среди детей, но и взрослые тоже иногда стабилизируют себя, вытаскивая кончик языка.
Как улучшить состояние языка
Как выглядит здоровый язык? Он открыт, то есть, плоский, как лопата, свободный от спазмов, подвижный. Укреплять язычные мышцы можно в любом возрасте. В этом помогают:
- Жёсткая еда. Чёткость будущей речи во многом зависит от того, дают ли ребёнку жевать жёсткие кусочки. Делать это можно уже с 8 месяцев. Многие взрослые боятся, что малыш подавится, а потом, в возрасте 5-7 лет они вынуждены искать логопеда или мануального терапевта. Мышцы языка и челюстей должны работать, причём, в любом возрасте.
- Тренировки. При отсутствии явных проблем можно и нужно использовать любые профилактические комплексы упражнений для языка. Язык должен работать. Тренировки помогают избежать дистрофии. Тонкий и длинный язык встречается не только при ДЦП или спинальной мышечной атрофии, но и у тех, кто был вынужден долго находиться без движения, питаться через зонд или дышать через аппарат искусственной вентиляции легких.
- Массаж. Никаких специальных приспособлений не требуется: можно просто ежедневно массировать язык зубной щёткой, уделяя внимание не только спинке, но и боковым поверхностям.
Итог таких занятий – громкий голос, чёткая речь и выносливость языка. К счастью, это та мышца, которую можно развивать в любом возрасте.