Пока Мельес снимал свои первые фильмы, тем временем в Америке Томас Эдисон, владевший большинством патентов на киноаппаратуру, планировал пожинать плоды своих изобретений и владельцам крупных кинокомпаний поступает предложение вступить в картель и выплачивать проценты за использование патентов Эдисона, но многие из них отказываются из страха потерять самостоятельность и независимость.
18 декабря 1908 года был создан «Трест Эдисона», члены которого отчисляли ему небольшие суммы и консультировались по некоторым вопросам, а те, кто решил быть в стороне платили огромные деньги за право снимать и показывать кино.
«Чёрное Рождество»
Когда в силу вступила юрисдикция картеля, его руководство, с применением силовых и криминальных методов преследования, закрыла больше половины кинозалов в Нью-Йорке, под предлогом нарушения патентных прав.
Кинематографисты, которые не желали с этим мириться, начали передвигаться на Западное побережье США, в Калифорнию, на границу с Мексикой, чтобы в случае чего, можно было скрыться. Спустя пять лет суд США признает действия «Треста Эдисона» незаконными и они прекратят своё существование, но именно благодаря этому позже родится Голливуд.
Это что касается юридической и финансовой стороны, но важно помнить, что кино это всё таки искусство и на момент начала 20 века очень молодое, что требовало развития не только в плане аппаратуры, но также в плане художественного языка и кинопроизводство шло полным ходом.
Режиссер Эдвин Портер снимает фильм «Большое ограбление поезда», который вошел в Историю кино благодаря одной из первых попыток параллельного монтажа. Это было пока не осмысленное решение - режиссер таким образом решил проблему различных мест действия, но всё же.
Другой режиссер, который начал работать до Голливуда - Дэвид Уорк Гриффит, он добился большого успеха в кинематографе тех лет, по сравнению со своими коллегами.
Весной 1907-го года Гриффит работал актёром и в поисках работы обратился на киностудию, но спустя год уже переместился в кресло режиссера и снял свой первый фильм «Приключение Долли» и позже первый фильм, снятый в Голливуде - «В старой Калифорнии».
В течение пяти лет работы в кинокомпании «Biograph» Гриффит снял более 400 короткометражных фильмов, что достаточно много даже по нынешним меркам, а в одном из них («Уединенная вилла») он впервые использует параллельный монтаж - один из самых популярных приёмов в кино.
Голливуд
Его история начинается именно с Патентного Треста Эдисона потому что именно на территорию нынешнего Голливуда съезжались кинематографисты, чтобы скрыться от преследования.
Как только на территории бывшего поместья начинает образовываться Голливуд, кино начинает выходить на новый уровень, за пределы короткого метра. Дэвид Гриффит снимает трехчасовой фильм «Рождение нации», объединяя в нём своё мастерство как и в управлении процессом (в фильме присутствуют сцены с большим количеством людей), так и в драматургии. Несмотря на то, что содержание фильма неоднозначное и сам Гриффит был расистом, он смог воплотить свои взгляды художественным языком, создав цельную и законченную картину, это был первый шаг в кино, как искусства, а не просто развлекательного аттракциона.
Позже, Гриффит начинает съемку своего «самого дорогого» фильма «Нетерпимость»: использовались огромные декорации, большие залы и статуи; огромное количество древних нарядов для героев, статисты, очень-очень много реквизита и содержание массовки.
Кинокартина была дорогой не только в прямом, но и в переносном смысле: сложный монтаж, обилие художественных и технических приёмов, именно Гриффит сделал возможным диалог режиссера со зрителем через фильм и заставил задумываться над серьёзными темами.
Именно так кино начинает приобретать форму и влиять на зрителя посредством художественных приёмов, находясь на пути становления как искусства.
Следующая статья будет о развитии кинематографа за пределами США и о дальнейшей судьбе кино-индустрии в первой половине ХХ века., поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить.