Найти тему

Бизнес град, не разлюбивший науку

Подмосковные Химки имеют свою, причём уникальную историю. А куда без неё русскому городу, и в XXI веке упорно отстаивающему свою независимость от Москвы?

Получил он своё название от одноименной реки, с топонимикой которой учёные до конца не определились, но с пугающей всех «химией» оно никак не связано. Зато совершенно точно известно, что на этом месте были сёла Куркино, Козлово, Козьмодемьянское «и другие тож». Близость первопрестольной и удобное географическое положение наложили свой отпечаток — рядом находилась почтовая станция, связывающая Москву с Санкт-Петербургом, потому и попавшая в известное радищевское «Путешествие…».

В войну 1812 года в этих краях квартировали французы — корпус Эжена Богарнэ (командир конных егерей Императорской гвардии, пасынок Наполеона), блокировавшего как раз эту самую дорогу, но вскоре выбитого отсюда казаками под командованием генерал-лейтенанта Дмитрия Иловайского. Впрочем, настоящая военная история будущего города была ещё впереди! А пока, вплоть до середины XIX века, когда через эти места прошла Николаевская железная дорога, их облюбовали дачники.

Станция Химская (именно так) была первой от Москвы и она собственно положила развитию нового посёлка, появившегося на карте Московской губернии. К 1907 году в нём насчитывалось 47 дворов. Здесь и в окрестных сёлах появились школа, земское училище, свои почта с телеграфом, частная аптеку, две колониальные лавки, трактир и даже ресторан с модным уже тогда кегельбаном! Население составляло 1500 человек; летом за счёт дачников оно вырастало в 2,5 раза. Как видим, в начале ХХ века люди жили и неплохо своими знакомыми всем нам человеческими радостями.

Тем не менее, грянувшие одна за другой революции, поменяли прежний уклад и внесли свой порядок в жизнь химкинцев. В конце 20-х с началом первых пятилеток, здесь тоже наметился некий промышленный бум. В 1928 году создаётся трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную фабрику. В связи с усилившимся строительством, требовавшим соответствующую продукцию, был реконструирован Никольский кирпичный завод, перешедший на круглогодичный формат производства. Следом была построена мебельная фабрика, а существовавшая ранее артель по производству металлоизделий «Спартак» выросла в полноценное предприятие.

-2
-3

В 30-е годы партия и правительство кинули клич, призывая молодёжь в авиацию! Ответом химчан сало строительство в 1932 году авиационного ремонтного завода, а вслед за ним и авиационного завода № 301 (ныне НПО имени С. А. Лавочкина), где разрабатывались знаменитые «лагги» и «яки».

После сооружения в 1932—1937 гг. силами заключённых из специально для этого созданного «Дмитлага» канала Москва — Волга (ныне носит имя Москвы), в Химках построили Северный речной порт. Население посёлка, получившего официальный статус «рабочего», быстро растёт. По состоянию на середину июня 1938 года число жителей — 21 тысяча человек. Наконец, в марте 1939 Химки получают статус города и становятся центром одноименного района.

Начавшаяся Великая Отечественная война вписала в историю Химок свои героические страницы. Город оказался ближайшим к столице крупным населённым пунктом, куда зимой 1941 года, сумел дотянуться враг. Прорвавшийся противник был уничтожен, и на этом месте — 23-м километре Ленинградского шоссе стоит сегодня памятник «Ежи». Но не только этим Химки внесли свой вклад в Победу. Как упоминалось выше, здесь до эвакуации в Сибирь создавались и ремонтировались самолёты для фронта. Когда опасность миновала, эти предприятия вернулись домой.

-4

В 1950-е годы за Химками уже прочно закрепилось имя наукограда, и его профилем стала перспективная ракетно-космическая отрасль. В быстро растущем и развивающемся городе теперь располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений оборонного назначения. В их числе КБ «Энергомаш», обеспечивавшее разработку ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов. МКБ «Факел» являлось головным предприятием по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-75 «Двина», 9К33 «Оса», С-125, С-200, С-300 и других. А упомянутое выше НПО им. С. А. Лавочкина теперь занялось разработкой ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления в городе успешно развивалась разработка лесозаготовительной техники.

Надо признать, что перестройка и следом за ней «лихие 90-е» отразились на благосостоянии горожан и потенциале наукограда. Не все, в буквальном смысле слова, смогли выжить в жёстких тисках рынка, но самого страшного не произошло. Главные градообразующие предприятия, начиная от крупного транспортного узла, каким стали Химки, сохранились. Подтверждает это и статистика: население города неуклонно растёт, по крайней мере, за последние 10 лет.

Сегодня он продолжает расти и развиваться, несмотря на объективные проблемы, сопутствующие урбанизации, — Химки — третий по величие город Подмосковья. Из-за своей близости к Москве и по-прежнему выгодного месторасположения, он удобен, прежде всего, для размещения в нём офисов, представительств и прочих объектов различных коммерческих компаний, которые и выбрали Химки местом своего пребывания. Из наукограда он, похоже, постепенно превращается в бизнесград. Одним из тех компаний, кто активно способствует этому – ООО НПП «Тепловые агрегаты и системы» во главе с директором Анатолием Дроздовым, дающие весомый вклад в экономику растущего города-спутника с большими перспективами.

Роман Илющенко