Найти в Дзене
Издательство PRINCIPIUM

Вернер фон Лангсдорф Без пощады и надежды.

Вернер фон Лангсдорф

Без пощады и надежды.

Хотя подводные лодки были изобретены еще в 1849 году немецким унтер-офицером Вильгельмом Бауэром, проведшим, что не менее важно, в последующие годы немало практических испытаний, но путь от баварского «подводного брандера» к боеспособной подлодке оказался длинным и тернистым, поскольку в те времена еще не существовало нужных технических возможностей реализации многих инженерных идей. До рубежа веков военно-морские силы Германии занимали выжидательную позицию в отношении подводных лодок, а с 1907 года стали сами экспериментировать и накапливать опыт в этой области. Команды подводных лодок совместно с рабочими германских морских верфей в качестве первопроходцев делали трудную и опасную работу, закладывали фундамент дальнейшего развития и доказывали, что при всем техническом несовершенстве первых подлодок они могут стать важным дополнением к существующему надводному флоту.

Не обошлось без жертв. В 1911 году при затоплении U-31 капитан-лейтенанта Людвига Фишера, лейтенанта Кальбе и старшего матроса Риппера спасти не удалось.

К началу войны у Германии в строю стояло 19 подводных лодок. Новый тип оружия находился еще в стадии разработки, но подводники не желали оставаться за спинами своих боевых товарищей. Они делали все, чтобы скорее встретиться с противником лицом к лицу и показать высшему руководству, какие возможности может открыть подводная война. Первый боевой поход подводных лодок состоялся с 6 по 11 августа 1914 года. Они направились на север, получив задачу произвести разведку предположительно находящегося там английского флота. U-13 капитан-лейтенанта графа Швайница и U-15 капитан-лейтенанта Поле стали первыми в списке боевых потерь нового вида вооружений. В период с 15 до 21 августа 1914 года U-20, U-21 и U-23 первыми из немецких подлодок достигли английского побережья. Первый в мире боевой выстрел торпеды с подлодки произвел капитан-лейтенант Херзинг с U-21 5 сентября 1914 года2. Он оказался весьма удачным и потопил английский крейсер1 перед заливом Ферт-оф-Форт2. 22 сентября 1914 года капитан-лейтенант Отто Веддиген на U-9 уничтожил британские броненосные крейсеры «Хог», «Абукир» и «Кресси»3. Это стало решающим моментом в завоевании уважения противника к немецкому подводному флоту и, что не менее важно, признания собственной военно-морской средой. Веддиген первый среди подводников получил Железный крест 1-го класса.

28 сентября 1914 года U-18 под командованием капитан-лейтенанта Хеннига стала первой подлодкой, прошедшей через пролив Дувр-Кале1. За потопление английского броненосного крейсера «Хоук» 15 октября 1914 года Веддиген (U-9) первым из моряков удостоился получения высшего ордена Германской империи Pour le Méritе2. Во второй половине октября 1914 года U-20, командир капитан-лейтенант Дрёшер, и U-29, командир капитан-лейтенант Планге, впервые совершили поход вокруг английских островов.

Они шли по школьному атласу и картам из газет, потому что на подлодках имелись карты только до канала, в отличие от линейных кораблей, которые располагали всем набором географических карт. Это показывает, какие представления были тогда у высшего командования и как они изменились в ходе войны по причине поразительных боевых успехов подводного флота. До этого подводные лодки использовались только в целях разведки и борьбы с боевыми кораблями противника. 20 октября 1914 года обер-лейтенант Фельдкирхнер потопил первое торговое судно — английский пароход «Глитра». Со стороны экипажей подлодок уже с начала боевых действий 1914 года высказывалось желание вести борьбу с торговым флотом. Это стремление являлось вполне обоснованным, так как Англия в нарушение всех международных прав объявила все Северное море зоной военных действий и обрекла Германию на голодную блокаду. Сначала разрешения на это дано не было. Лишь 4 февраля 1915 года последовало объявление вод вокруг Англии зоной военных действий. 18 февраля 1915 года должна была начаться подводная война с торговым флотом. Ее перспективы не казались бесспорными, поскольку тогда в Северном море находилась 21 подлодка, так что при трехсменном графике против противника оказывались одновременно не более четырех подлодок. Сразу же возникли внешнеполитические осложнения, поскольку Соединенные Штаты потребовали гарантий безопасности для своих торговых судов и для своих граждан на всех других кораблях. Германия согласилась сделать исключение для всех судов под американским флагом и заявила о готовности прекратить подводную войну, если Англия будет соблюдать Лондонское заявление о морских правах Америка выступила с предложением — Германия останавливает подводную войну, а Англия разрешает провоз в Германию продовольственных грузов. 28 февраля 1915 года Германия приняла это предложение, но Англия 15 марта его отклонила на фоне начавшегося уже 3 марта ужесточения голодной блокады. Ее следствием стало создание 29 марта 1915 года чрезвычайно успешной Фландрской подводной флотилии. 7 мая 1915 года U-20 под командованием капитан-лейтенанта Швигера потопила английский вспомогательный крейсер «Лузитания». Кроме пассажиров на его борту находились боеприпасы. 15 мая 1915 года Америка предъявила первую ноту с требованием прекращения подводной войны, удовлетворения и возмещения ущерба.

Германия согласилась на последнее. Капитан-лейтенант Швигер, выполнявший свой долг, был отправлен в отставку и попал в немилость кайзера. Подобные случаи, например, с «Арабиком» или с «Сассексом» повторялись и впоследствии. У всех них было общее: командиры и команды немецких подлодок выполняли свой долг с риском для жизни; Америка очевидно протестовала в интересах противника; правительство Бетмана каждый раз шло на попятный, издавало новые ограничительные распоряжения, которые делали успехи почти невозможными и увеличивали риски для подводных лодок. В этих обстоятельствах уже сами по себе выдающиеся достижения немецких подводников заслуживают еще большего признания, так как каждый командир осознавал, что в случае чего он не получит поддержки со стороны правительства.

Каждый на войне понимал, как трудно сражаться в таких условиях, рисковать жизнью своих бойцов и своей собственной. Одновременно в связи с усовершенствованием противником мер защиты возрастали и существующие боевые риски, а благородство противника падало, о чем свидетельствовала гибель капитан-лейтенанта U-27 Вегенера и его экипажа 19 августа 1915 года от действий английского судна-ловушки «Баралонг» под командованием лейтенанта-коммандера Макбрайда, шедшего под американским флагом. Он же потопил 23 сентября 1915 года U-41 (капитан-лейтенант Хансен), и при этом также произошла попытка убийства двух выживших членов экипажа подлодки. В обоих случаях командир и команда получили награды и премию в размере 1000 фунтов, которая в официальной переписке английского флота именовалась «деньги за кровь».

Под давлением Америки 20 сентября было принято решение об остановке торговой войны в водах вокруг Англии. Подводная война в Северном море могла продолжаться только точечным образом. В Северном море подлодки могли ставить мины лишь у Фландрии, а в Средиземном действовать в определенных рамках. Там и оказалась в начале мая 1915 года подводная лодка U-21 капитан-лейтенанта Херзинга. В конце мая он спас Дарданеллы, потопив два английских линкора. Генерал-фельдмаршал Гинденбург назвал его «единственным из морских офицеров, который повлиял на ход Мировой войны». Созданная позже Средиземноморская флотилия достигла больших успехов.

С 29 февраля 1916 года подводная война с торговым флотом опять несколько оживилась, но пассажирские суда, даже вооруженные, трогать по-прежнему было нельзя. Но 27 апреля 1916 года она вновь была остановлена, за исключением Средиземного моря. Летом 1916 года подлодками было потоплено много вражеских военных судов, среди них особенно следует отметить подрыв английского крейсера «Гемпшир» на минах, расставленных подлодкой U-75, командир капитан-лейтенант Байзен, в результате которого погиб английский военный министр лорд Китченер.

Большой пропагандистский эффект сыграло первое появление торговой подлодки «Дойчланд» под командованием капитана Кёнига 8 июля 1916 года в Америке. Она смогла перевезти в Германию ценные сырьевые материалы. 7 октября 1916 года U-53, под командованием капитан-лейтенанта Розе, вошла в американский порт Ньюпорт. Она пробыла там два с половиной часа, ушла, не пополнив запасы топлива, и вернулась назад в Германию. 1 февраля 1917 года началась неограниченная подводная война, дав возможность командам подлодок продемонстрировать свои самые героические качества. Уже в апреле 1917 года английский адмирал Джеллико заявил американскому адмиралу Симсу2, что Англия проиграет войну, если ей не удастся с помощью Америки взять верх в подводной войне. 6 апреля 1917 года Соединенные Штаты объявили Германии войну. Результаты действий подводных лодок в последующий месяц превзошли все ожидания флотских экспертов. В соответствии с регистром Ллойда1 до конца войны было потоплено 5861 судов общим водоизмещением 13 233 672 тонны, при этом на немецкие подлодки доказуемо приходится 5554 корабля водоизмещением свыше 100 тонн, в целом 12 191 996 тонн, где наибольшие цифры приходятся на апрель и июнь 1917 года. Поскольку сила противодействия на разных фронтах подводной войны была не одинаковой, то невозможно сравнивать достижения отдельных командиров и экипажей. По тоннажу на первом месте стоит капитан-лейтенант Лотар Арно де ла Перьер с 400 000 тоннами, за ним капитан-лейтенант Форстманн с 380 000 тоннами и капитан-лейтенант Макс Валентинер с 300 000 тоннами.

Все трое достигли главных успехов в Средиземном море. По количеству потопленных судов лидирующее положение занимает командир Фландрской флотилии капитан-лейтенант Штейнбринк с его 216 судами. На счету остальных 43 командиров около 100 000 тонн на каждого. Помимо командующего подводными силами и командующего подлодками во Фландрии высший боевой орден Pour le Méritе за выдающиеся заслуги свои и своих экипажей получили 29 командиров подлодок. Достигнутый успех покажется еще большим, если учесть, каким ограниченным количеством подлодок располагала Германия. Одновременно в строю находилось не более 140 лодок. Из них на линии соприкосновения с противником дежурила примерно третья часть.

Всего за период войны у Германии было 343 подводные лодки, из которых 199 были потоплены врагом. Более чем половина личного состава боевых кораблей погибла геройской смертью — 5132 человека.

И если, несмотря на эти образцовые действия, цель сломить Англию не была достигнута, то ответственность за это лежит не на экипажах подлодок, а в первую очередь на нерешительности и отсутствии единства во мнениях у политического руководства. Трагично запоздалое начало настоящего широкомасштабного производства подлодок, затягивание их ввода в действие до того момента, когда противник уже успел принять меры по усилению защиты, не позволили расти цифрам потоплений на морях с июля 1917 года. А с мая 1918 года эти цифры стали значительно уменьшаться. Однако до последнего подлодки доставляли серьезные неприятности англичанам. Не зря подводники считали, что Германия сложила оружие на «пять минут» раньше, чем нужно. Есть основания предполагать, что еще один год войны принес бы Германии крупные успехи в подводной войне, можно было ожидать многого от построенных к началу зимы 1918 года 38 подводных «крейсеров» и 9 прочих подлодок. Мы теперь не без горечи думаем о той подводной войне, потому что в ней наглядно проявилась недостаточная воля к победе у руководства тогдашней Германии. Но с тем большей гордостью мы вспоминаем незабываемые подвиги, совершенные экипажами наших подлодок. Их ценность не только в военном успехе, а прежде всего в продемонстрированном великолепном примере товарищества. Имеется не так много войсковых частей, где смерть и жизнь настолько зависят от каждого члена команды.

Моряки были бы обречены без эффективной работы механиков и наоборот. Офицеры и члены экипажа разделяли одни и те же тяготы и лишения. Чем сильнее было противодействие противника, тем выше должны быть профессиональные качества экипажа. Немецкие подводники, как и другие немецкие солдаты, боролись с превосходящим их по силе врагом. Они сражались на новом, еще не совершенном виде вооружений и должны были зачастую использовать такие материалы, которые еще несколько лет назад ответственные инженеры с негодованием отвергли бы. Ни один солдат в мире при похожих затруднительных обстоятельствах не выполнял свой долг так достойно. Подводники несли на себе основной груз подводной войны. Их до последнего несгибаемая воля проявилась под занавес войны в двух случаях: прорыве UB-116, командир обер-лейтенант Эмсманн, в бухту Скапа-Флоу, где его уничтожили 20 октября 1918 года, и потопление английского линкора «Британия» подлодкой UB-50, командир капитан-лейтенант Кукат, 9 ноября 1918 года у Трафальгара. По требованию противников подлодки были выданы, а некоторые подводники преданы суду и приговорены к наказанию. Возмущение и сопротивление широких кругов немецкого народа такому отношению к лучшим защитникам страны стало одним из первых признаков вновь просыпающегося чувства национального достоинства немцев. Сегодня Германия вновь создает подводное оружие, которое снова докажет превосходство германских подводников.

В этой книге содержатся документальные свидетельства немецких подводников: командиры, матросы, вахтенные офицеры и механики рассказывают, как они плечом к плечу выполняли свой долг. Они говорят без показухи и без приукрашивания, так как хотят показать реальную картину подводной службы, где все стояли друг за друга и где не было слова «невозможно». Каждый рассказ дышит искренностью, и каждая глава должна нам напомнить о тех, кто, сражаясь за Германию, навечно остался в морских глубинах.

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ