В эти дни «Новая газета» проводит онлайн-фестиваль актуального российского документального кино. Я подписалась на его программу, когда увидела, что в ней хватает картин, касающихся любезного моему сердцу Севера. Последний из просмотренных фильмов, «Каргокульт» Юлии Шалгалиевой, вызвал особенно много размышлений.
Его сюжет строится на несложном конфликте, но он становится символическим, показывающим, как расколото сегодня всё наше общество (что я тоже фиксирую по бурям, которые происходят в комментариях каждый раз, когда пишу на такую историческую тему, как сталинизм).
В общем, завязкой конфликта послужила находка, которую случайно совершил житель города Каргополя Архангельской области. Роясь в земле, он откопал бюст Сталина с девочкой 30-х годов. Сначала он собирался продать его через «Авито», но когда местные коммунисты попросили передать находку им, сразу согласился: «Это всё-таки наша история».
Памятник был отреставрирован до первоначальной белизны, и коммунисты уже собирались установить, а точнее, как они настаивают, «вернуть» его на городскую площадь. Они уже провели в соцсетях опрос с целью узнать общественное мнение, но когда его результаты не устроили их (70% голосов против), сочли их «накрутками» и удалили.
Здесь надо вспомнить, что в 30-50-х рядом с Каргополем работал один из самых страшных лагерей той поры - Каргопольский ИТЛ (Каргопольлаг). Его развалившиеся стены до сих пор видны в окрестных лесах. Здесь всё ещё можно увидеть карцер, в котором человек мог поместиться только стоя, и где наказанные иногда замерзали насмерть.
Многие из героев фильма, согласившихся поделиться на камеру своими размышлениями, рассказывают, как, по воспоминаниям, сюда пригоняли пешком колонны людей. Многие из них были по виду с юга и шли, полуживые, по морозу в одних халатах.
Одним из знаменитых узников лагеря был архимандрит Иоанн Крестьянкин, которому приписывают многочисленные чудеса и исцеления.
Фильм построен как заочная дискуссия, ток-шоу, где каждая сторона высказывает свои аргументы за или против возвращения памятника Сталину. Создатели картины остаются безмолвными наблюдателями за этой полемикой. И только финал, где группка пожилых коммунистов возлагает цветы к обшарпанному памятнику Ленину, выглядит как похороны. И становится понятно, что они со своими планами и идеалами остаются в прошлом.
Но и вопрос об установке бюста остался нерешенным, и наше общество словно зависло на перепутье, так и не решив, с какими символами двинется в будущее.
Напишите свое мнение, где сейчас должен находиться найденный бюст.