Найти тему

«Технологии со-конструктивного взаимодействия детей и взрослых как условие поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Ребенок - это прирожденный исследователь, ему свойственно быть любопытным интересоваться всем, что происходит вокруг. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию мира, ко всему тому, что его окружает. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. На протяжении всей жизни человека нет больше такого периода, в котором человек обучается так быстро и стремительно, как в дошкольном детстве.

С введением ФГОС изменился подход к образовательному процессу. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребенка. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от взрослого - ребенку, приоритетной целью образования стало формирование у детей умения учиться.

Системно- деятельностный подход, предполагает широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
С внедрением ФГОС педагоги должны были полностью пересмотреть свой подход к концепции дошкольного образования, к взаимодействию с детьми и родителями, сделать перестройку в образовательном процессе. Перестроиться оказалось очень сложно. Надо научиться думать по-новому и строить совместную деятельность с детьми совершенно по иному, чем это было прежде. Необходимо было перестроить свое мышление, отношение к процессу обучения, исходя из новых подходов требований к результатам образования.

Основная образовательная программа «Вдохновение», под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой, Л.В. Свирской, составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ДОУ с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства и вызовов реальной жизни. С августа 2020 года наше образовательное учреждение приняло решение внедрить данную программу в работу с детьми трех лет, только что пришедших в детский сад. Педагогический коллектив принявший за основу данную программу стал изучать теоретические основы, принципы и философию программы «Вдохновение». Познакомив родителей с данной программой и получив полное от них одобрение к применению, мы стали внедрять её в свою работу. Инновационные технологии предлагаемые авторами программы не всегда получались такими, какими мы хотели бы их видеть. «Детский совет» и «Утренний круг» для детей четвертого года жизни, только что пришедших в детский сад, группу младшего возраста, были продолжительными по времени, не всегда информативными, так как многие дети плохо говорили, некоторые совсем не умели выражать свои мысли. Да и мы педагоги не всегда понимали своеобразный «детский язык». Трудности заключались и в распределении детей по «центрам активности» многие дети выбирали один и тот же центр, например, «центр игры» и хотели всегда находиться только в нем. Скорее всего, такое поведение детей было вызвано процессом адаптации к новым условиям, знакомством с предметно- пространственной средой группы, а также возрастными особенностями данного периода. Но есть и положительные моменты, которые мы смоги заметить, используя технологии предлагаемые программой «Вдохновение». Данные техники позволили нам сделать процесс адаптации более мягким и успешным, как нам кажется, так как деятельность детей была организована с учетом их интересов и творческого подхода. Дети имели возможность проявлять собственную инициативу, проявлять навыки общения со сверстниками и взрослыми, где взрослый является для них другом, а не наставником.

В образовательной деятельности реализуется проектно-тематический подход. В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Отмечено, что главное отличие тематического подхода от проектного заключается в целеполагании, а так же роли педагога и детей в реализации проекта.

В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. На данный подход нас нацеливает технология "план- дело- анализ" предложенная Л.В. Свирской.

Тема проекта может быть иициирована, как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. Таким образом мы привлекаем внимание детей к окружающей их действительности, поддерживаем в них природную сообразительность, пытливость ума, внимание к происходящим моментам вокруг них, соблюдая одну из ценностей программы "Вдохновение" "способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним".

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.

Традиция празднования "День рождения группы" в нашей педагогической практике сформировалась давно. С детьми второй младшей группы, мы решили попробовать её провести с использованием инновационных технологий программы "Вдохновение". Это был первый совместный проект "дети - родители - педагоги". Предложенная в ходе " утреннего круга" педагогами тема, быстро нашла поддержку среди детей и родителей. На вопрос - У кого же еще бывает день рождение?, дети давали множество ответов и согласились с тем, что наша группа только "родилась" и будет праздновать свой собственный "день рождения".

При совместном планировании, с помощью модели трех вопросов:

Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?, мы составили с детьми план «паутинку», где запланировали мероприятия на каждый день, которые нас подготавливали к самому празднику. В "центре творчества" мы захотели- нарисовать шарики, слепить цветы. "Центре математики" -сосчитать шарики, найти их по цвету, помочь «Пчелке добраться до малины». "Центре книги"- сделать книжку-малышку с загадками, "центре конструирования"-построить из лего- торт, "центре развития речи" - придумать сказку "Как мы празднуем день рождения". После работы в центрах использовалась технология "итоговый сбор", она проводилась ежедневно после того, как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком то из выбранных центрах (искусства, математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.).

Все запланированные дела решались с детьми очень легко и просто, с большим желанием, так все мы с нетерпением ждали праздничного дня, самого "Дня рождения".

При подготовке праздника родители не оставались в стороне. Они знали через рассказы и творчество детей о предстоящем мероприятии. Предложили свою помощь в оформлении группы, подготовке угощения для детей и даже участии в самом празднике в качестве сказочного героя "Конфетки".

В завершении праздника были организованы танцы, под названием «Воробьиная дискотека», здесь все участники праздника могли выплеснуть свои положительные эмоции.

При подведение итогов, так называемой "рефлексии" дети делились своими впечатлениями, они говорили о достижениях и неудачах, могли выразить свои впечатления по поводу произошедшего.

Внедряя программу "Вдохновение" в свою работу, мы используем- наблюдение. Систематическое наблюдение — важный инструмент для учета потребностей, интересов и процесса обучения детей. В процессе наблюдений мы соблюдали принцип уникальности и целостности личности каждого ребенка, признание за ним права на самостоятельные действия, даже если они ведут к ошибке, принятие его индивидуальных особенностей. Всего несколько записей позволяют увидеть динамику развития ребенка сразу во многих направлениях; не делали преждевременных выводов, чтобы сохранить открытость восприятия; соблюдали принцип безоценочности при описании наблюдений. Руководствуясь пунктами ФГОС ДО о привлечении к работе всего педагогического состава, вовлекали в наблюдения и своего помощника воспитателя, делились своими наблюдениями с родителями и получали от их обратную связь.

Работая второй год по программе «Вдохновение » , мы уже можем говорить о первых положительных результатах её применения. Во первых это положительные результаты в развитии наших детей. Они стали более открытыми , инициативными, раскрепощенными, умеющими слышать не только себя, но и других. Во вторых, это родители, которые стали союзниками в образовательном процессе У них снизилась тревога за то, что же происходит в детском саду, стали более доверительными отношения. В третьих, педагоги стали более компетентными в вопросах воспитания и развития современных детей, возникает ощущение, что они идут в ногу со временем, имеют возможность для профессионального творчества и самореализации.