Найти в Дзене

Что ждет рынок IT в логистической отрасли в 2022 году? Мнения отраслевых экспертов

Экономика России и логистическая отрасль сталкиваются все с новыми и новыми вызовами. Сначала были санкции 2014 года, затем к ним добавилась пандемия. А сейчас и вовсе ситуация приобретает резкий, хаотичный, непредсказуемый характер. Готовы ли российские логистические компании быть импортонезависимыми? Как улучшить бизнес, стать менее уязвимыми с этой точки зрения? Эти темы обсудили участники дискуссии «Что ждет рынок IT в транспортной отрасли в 2022 году?», состоявшейся в ходе 26-й Международной выставки транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. Участие в дискуссии приняли представители грузовых контейнерных терминалов, компаний-перевозчиков, российские разработчики IT-решений для логистики и системные интеграторы. В их числе – эксперты «ТрансКонтейнер», «Деловые линии», «МТС», «1С», «СОЛВО», «КРОК» и других компаний. Вырос ли спрос логистических компаний на импортозамещение? В первую очередь, стоит отметить, что в связи с продолжающимся разви
Оглавление

Экономика России и логистическая отрасль сталкиваются все с новыми и новыми вызовами. Сначала были санкции 2014 года, затем к ним добавилась пандемия. А сейчас и вовсе ситуация приобретает резкий, хаотичный, непредсказуемый характер. Готовы ли российские логистические компании быть импортонезависимыми? Как улучшить бизнес, стать менее уязвимыми с этой точки зрения? Эти темы обсудили участники дискуссии «Что ждет рынок IT в транспортной отрасли в 2022 году?», состоявшейся в ходе 26-й Международной выставки транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia.

Участие в дискуссии приняли представители грузовых контейнерных терминалов, компаний-перевозчиков, российские разработчики IT-решений для логистики и системные интеграторы. В их числе – эксперты «ТрансКонтейнер», «Деловые линии», «МТС», «1С», «СОЛВО», «КРОК» и других компаний.

Вырос ли спрос логистических компаний на импортозамещение?

В первую очередь, стоит отметить, что в связи с продолжающимся развитием внешнеполитических и экономических событий, трудно давать какие-то точные оценки, прогнозы и заключения. Ситуация как минимум должна для начала стабилизироваться. Да и в целом задачи найти ответы на все вопросы перед участниками дискуссии не стояло. Скорее, это было похоже на поиск точек опоры и определение векторов дальнейшего движения в условиях экономического шторма. Участники дискуссии постарались обозначить и систематизировать все вероятные проблемы и подводные камни, обменяться кейсами и мнениями.

Так, представитель «КРОК» поделилась наблюдениями, что на данный момент лишь порядка 30% клиентов компании заняты поисками импортозамещающих решений. Другие 70% заняли выжидательную позицию и пока не готовы переходить с импортного софта на отечественный.

Сейчас, по наблюдениям эксперта, преимущественно пострадали компании, использовавшие облачные решения западных вендоров. Стандартные системы и ПО продолжают работать.

В первую очередь не спешат делать опрометчивых шагов компании с высоким уровнем автоматизации, поскольку любой переход на новые решения занимает длительное время и требует инвестиций.

Представитель компании «1С», наоборот, отметил, что на протяжении последних 5 лет компания отмечала тренд на импортозамещение. Сейчас, по оценке компании, спрос возрос, но стал не плановым, как прежде, а критическим, что вполне понятно.

При повышенном спросе на автоматизацию процессов возникает и спрос на профессиональных айтишников.

Таким образом, одна из возможных сложностей в этом направлении – вероятность возникновения очередей на автоматизацию, поскольку IT-компаниям может начать не хватать ресурсов, чтобы удовлетворить этот спрос. С другой стороны, многие иностранные игроки уходят с рынков, и высвобождается большое количество высококвалифицированных кадров с опытом 15 – 20 лет. В связи с этим, по общему мнению экспертов, необходимо усиливать меры по удержанию этих специалистов в стране, а также серьезно и масштабно подойти к подготовке новых высококвалифицированных кадров.

Готовы ли российские производители IT-продуктов заменить уходящие с рынка решения?

В ходе дискуссии некоторые представители логистических компаний высказались о том, что, безусловно, имея потенциал, часть российских IT-продуктов, с клиентской точки зрения, все же пока уступает по сервису и техническим параметрам уходящим с рынка импортным решениям.

Впрочем, здесь не все так пессиместично – уверена другая часть экспертов. Например, представитель компании «МТС» отметил, что SAP и другие подобные решения использовали порядка 10% российских компаний, остальные давно уже применяют российский софт, который гораздо выгоднее по стоимости и вполне удовлетворяет пользователей своим функционалом.

Эксперт «СОЛВО» Максим Максимов отметил, что еще до ухода с рынка базы данных Oracle многие искали ей альтернативу, и кто-то нашел. Причина отказа от Oracle – дороговизна. Другие участники дискуссии с ним согласились, добавив, что уже более 5 лет на рынке существует база данных Postgres, являющаяся сегодня бюджетной альтернативой Oracle и догнавшая за эти годы своего конкурента по производительности и функционалу. Кстати, системы автоматизации Solvo.TOS (для терминалов) и Solvo.WMS (для складов) интегрируются с этой базой данных.

-2

Максим также добавил, что, например, у некоторых клиентов «СОЛВО» отключено автоматическое обновление Oracle, а сама база данных находится во внутренней IT-инфраструктуре этих компаний. Поэтому, здесь не приходится переживать из-за отключения извне. Важно понимать, что без обновлений жить можно еще длительное время: Oracle не отзывал из России лицензии. А это значит, можно продолжить работу. Есть время переориентироваться, найти альтернативные решения или подтянуть до должного уровня качества существующие. Также Максим добавил, что еще до текущего экономического шторма многие отраслевые российские решения составляли конкуренцию импортным аналогам не только в России, но и за рубежом. В их числе системы Solvo.TOS и Solvo.WMS, которые используются в 12 странах мира, включая Европу.

Таким образом, по мнению спикера «СОЛВО», безусловно, в России есть продукты, которым еще нужно подтягиваться по уровню сервиса и качества – прежде всего, в сфере B2C. Но в профильных B2B-направлениях есть немало конкурирующих с зарубежным софтом и соответствующих мировым стандартам IT-продуктов.

Во что сейчас инвестируют компании?

Конечно, есть и не закрытые вопросы, решения которых только прорабатываются. Например, чипы и «железо». Телематика, сервисы позиционирования зависят от этого напрямую.

Еще один вопрос заключается в том, смогут ли производители российских программных продуктов закрыть потребности всего рынка. Как было отмечено в ходе дискуссии, сегодня среди ТОП-20 российских компаний превалируют системные интеграторы, а не производители ПО. Следовательно, необходимо усиливать имеющиеся ресурсы.

Поднимались на обсуждение и вопросы кибербезопасности. Сейчас эта тема тоже активно прорабатывается российским IT-сообществом.

«А что если у вашей компании возьмут и отключат лицензию импортного продукта, и у вас ноль дней, чтобы подстраховаться? Есть ли такие кризисные планы, чтобы объяснить сотрудникам алгоритмы работы?», – прозвучал вопрос от одного из участников.

И этот вопрос проработан или активно прорабатывается сейчас в ряде логистических компаний, создаются антикризисные планы непрерывности обеспечения бизнеса.

Представители отрасли отметили, что в текущем моменте их инвестиции преимущественно направлены на развитие компетенций своих команд, роботизацию производственных процессов, а также на развитие собственных уникальных самописных IT-систем.

Добавим, что продукты «СОЛВО» с самописными системами также могут интегрироваться.

В ходе дискуссии было отмечено, что в условиях разрушения устоявшихся логистических цепочек, механизмов «продавец – покупатель», на инвестирование в это направление также можно обратить внимание. Потребуется разработка новых вариантов и механизмов, которые позволят быстро переориентироваться.

#солво #solvo #логистика #грузовой терминал #склад #wms #tos #it-технологии #автоматизация логистики #трансроссия