Антироссийские санкции открыли новые возможности для российских предприятий. В Челябинске, на одном из крупных заводов по производству оборудования для авиаотрасли изготовили отечественный транзистор, который превосходит по своим показателям иностранные аналоги, а главное - он значительно дешевле. В правдивости поговорки про счастье, которому несчастье помогло, убедился корреспондент Кирилл Солодков. Подробности - в сюжете РЕН ТВ.
Не дать локаторам "ослепнуть"
"В этом цехе словно в гигантской операционной — собирают сердце любого аэродрома: обзорный локатор, который контролирует движение самолетов в воздухе. Это — антенна, но самое главное находится в передатчике: уральские конструкторы уже начали работу по импортозамещению важных узлов", – рассказал журналист.
Челябинские локаторы много лет обеспечивают безопасные взлеты и посадки по всей стране: от Москвы до Владивостока. Благодаря прибору, диспетчеры видят небо, как на ладони, в радиусе 400 километров.
Устройство состоит более чем из двух тысяч сложных элементов. Часть деталей — импортная. И после введения американских санкций российские локаторы вполне могли "ослепнуть", что, как максимум, вызвало бы сбои в воздушном сообщении. На заводе "Полет" к такому повороту оказались готовы: там разработали один из главных модулей: собственный усилитель сигнала.
"Деталь располагается вот здесь: четыре подряд усилителя надо было заменить на отечественную элементную базу, то есть на наш российский транзистор. Спектр сигнала очень чистый у этого усилителя по сравнению с биполярным транзистором американским, как ни странно. Он гораздо лучше", – рассказал регулировщик 5-го разряда челябинского радиозавода "Полет" Алексей Баймаков.
В задачу инженеров входило не просто вытащить одну деталь и поставить другую: в приборах с микроэлектроникой даже лишний миллиметр платы может вызвать необходимость глобально менять всю конструкцию. Разработчикам удалось сохранить параметры, используя сложные расчеты и особые материалы.
"Нужно разработать новую топологию, схему. Транзисторы импортные они и стоят, во-первых, дорого, и коэффициенты усиления у них более низкие. То есть режим работы более напряженный", – объяснил исполняющий обязанности начальника цеха №17 Челябинского Радиозавода "Полет" Виктор Васильев.
Полное импортозамещение
Теперь безопасность пассажиров внутри страны не зависит от капризов западных компаний. И это только начало. В ближайшие годы "Полет" берет курс на тотальное импортозамещение.
"У нас уже загружены, получается, питатели с компонентами, они все запрограммированы, нам остается лишь только загрузить заранее установленную плату", – рассказали в "Полете".
Несмотря на попадание в американский черный список, предприятие продолжает работать и выпускать микросхемы для самых разных устройств. Линейка продукции, вопреки ожиданиям, лишь расширяется.
"Сейчас ограничения в поставке комплектующих, прежде всего радиоэлектронных, и это стало триггером того, что импортозамещение сейчас ускорилось, перешло прямо в форсированную стадию. В среднем до 80 процентов изделий уже формируются из наших отечественных компонентов, а есть изделия — до 90 процентов", – пояснил генеральный директор Челябинского Радиозавода "Полет" Александр Нестеров.
При этом завод открывает для себя и новые направления. Одним из таких проектов стало создание комплекса виртуальной реальности для студентов-медиков. Будущие врачи осваивают оказание первой помощи и реанимации в экстремальных условиях, не выходя из стен университета.