Найти тему
Берега и реки

Птицы дивные, птицы весенние. Мастер-класс по изготовлению броши в народном стиле.

Кто из отечественных поэтов постиг птичью сущность, распознал и повторил птичий язык? Сам похожий на птицу, обладающий удивительной «пернатой» биографией, будто носимый на крыльях музы-свиристели, Велимир Хлебников вошёл в литературу как поэт-«будетлянин», словотворец, или речетворец. Кому, как не ему, «Председателю Земного шара», знать всё о тварях земных и о людях, что желают всем добра и единения. Пётр Митурич, друг Велимира Хлебникова, именно этот «титул» и написал на надгробии поэта-футуриста.

А когда смотришь на фотопортреты или графические изображения этого узколицего, с вдохновенным взглядом человека, хочется сказать о его творчестве его же поэтической формулой:

Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!

Удивительный факт: отец Велимира Хлебникова составил «Список птиц Астраханского края», в нём, по словам исследователей, упоминается около 341 вида птиц. Более полное название труда Владимира Алексеевича Хлебникова, ботаника и орнитолога, звучит так: «Список птиц Астраханского края с их распределением по характеру пребывания в крае». Мир птиц сам собою вторгался в мир лирический Хлебникова-сына, был истоком и источником его словотворческих экспериментов. Помните строки программного стихотворения:

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.

Вот образы этих времирей или поюнов очень хочется поймать воображением и воплотить в виде осязаемого рукодельного предмета – броши, игрушки, брелока.

Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

- грубая плотная ткань (мешковина или двунитка),

- ножницы,

- карандаш,

- клей ПВА,

- медная проволока,

- проволока из латуни,

- иголка,

- нитки (цвета пеньки или льна),

- синтепон,

- кисти,

- палитра,

- акриловые краски,

- акриловая краска (медь, золото),

- контур для ткани (чёрный и золотой),

- бусины из натуральных камней,

- деревянные бусины, бисер,

- булавка или застёжка-основа для броши.

Радостный весенний пейзаж за окном и улыбка.

Создадим из бумаги выкройку будущего изделия. За основу я взяла круг, очертив внутри контуры «головы» и «хвоста» будущей птицы. Размер небольшой – около 6 см. в диаметре (припуски на швы я не оставляю).

Обведём выкройку на ткани (две детали). Я делаю четыре заготовки: пусть птицы будут разными, пусть каждая найдёт свою хозяйку.

Пока птица не просматривается, но, поверьте, она будет прекрасна.
Пока птица не просматривается, но, поверьте, она будет прекрасна.

Грубая ткань, которую мы взяли за основу, имеет одно очень неудобное для шитья свойство: край осыпается и не даёт сделать крепкий стежок. Поэтому обработаем край клеем ПВА: аккуратно наносим тонкие полоски клея по всему периметру двух деталей. Нужно подождать около часа, прежде чем сшивать детали, в процессе высыхания клей должен образовать довольно плотную, но эластичную и податливую кромку.

Обработка края с помощью клея.
Обработка края с помощью клея.

За это время можно сделать «лапки» будущим птицам. На основу из медной проволоки собираем бисер или удлинённые бусины так, чтобы получилась птичья лапка с тремя коготками. Я использовала по пять металлических удлинённых бусин для каждой «лапки». Если этот способ покажется сложным, то можно пришить просто «ножки»-палочки из семи -восьми бисеринок.

«Лапка» почти как настоящая.
«Лапка» почти как настоящая.

Сшиваем детали вручную попарно с изнаночной стороны, оставляя отверстие для выворачивания основы броши. Я не зашила около полутора сантиметров в районе «грудки» птицы.

Используем для набивки маленький кусочек синтепона, добавляя его понемногу с помощью палочки или вязального крючка во внутреннее пространство броши. Набивка не должна быть очень плотной.

Подогнув края ткани внутрь, аккуратно зашиваем отверстие, через которое набивали «тельце» птицы.

Раскрасить «птицу» акриловыми красками можно разными способами: мне нравится градиент – плавный переход от светлых тонов к более тёмным и насыщенным. Интенсивность цвета лучше увеличивать от «головы» к «хвосту». Тщательно прокрасим тканевую основу с двух сторон.

Градиент выглядит очень интересно.
Градиент выглядит очень интересно.

После высыхания ткани пришиваем «ножки» или «лапки» и «клювик». Поскольку я делала «лапы» птицы из проволоки, то просто проткнула ткань и соединила обе «ножки» их скручиванием друг с другом.

«Клюв» выполнен из трёх удлинённых металлических бусин, соединённых проволокой в виде треугольника. Но не менее интересно будет смотреться и вариант «клюва» из бисера.

«Клювики» уже оживили «птицу».
«Клювики» уже оживили «птицу».

Конечно, нужно пришить и «глазик» нашим птичкам. Я использовала стеклянную бусину и черную бисеринку.

Сейчас «птица» увидит мир.
Сейчас «птица» увидит мир.

Пришиваем булавку или специальный замок для броши на заднюю сторону изделия. Нитки, которыми мы пришиваем застёжку, можно промазать клеем ПВА, чтобы избежать их перетирания или разрыва. Я проклеила и само основание металлической застёжки, чтобы лучше укрепить брошь. Пришивать булавку нужно под небольшим углом, чтобы потом легче было пристегнуть её к одежде.

Застёжка-замок для броши.
Застёжка-замок для броши.

С помощью иголки и ниток пришиваем деревянные бусины, бисер, металлические бусины и камни к «телу» птицы.

Готовы к оформлению? Подходите по одному.
Готовы к оформлению? Подходите по одному.

Произвольно чередуем пришиваемые детали.

Гармоничное сочетание бисера, бусин, ткани.  Предпочтение лучше отдать натуральным камням и деревянным бусинам с их естественным, природным окрасом.
Гармоничное сочетание бисера, бусин, ткани. Предпочтение лучше отдать натуральным камням и деревянным бусинам с их естественным, природным окрасом.
Отбор бисера и бусин – завораживающий этап работы.
Отбор бисера и бусин – завораживающий этап работы.
Ждём красивое «оперение».
Ждём красивое «оперение».

Из нескольких бусин сделаем «хохолок».

Птица дивная, птица весенняя в своём убранстве.
Птица дивная, птица весенняя в своём убранстве.

Акриловой краской цвета меди или золота можно патинировать часть броши. Я тонировала все края броши сухой кистью с небольшим количеством краски.

По-своему сказочная синяя птица.
По-своему сказочная синяя птица.

Проволокой из латуни обматываем несколькими оборотами «шею» и «хвост» птицы – такие кольца создают дополнительный эффект сложного «оперения».

Контуром для ткани (чёрным и золотым или бронзовым) рисуем точки в тех местах, где возможен недостаток объёмных пришитых деталей.

Зелёная хохлаточка готова прибиться к стайке своих сестёр.
Зелёная хохлаточка готова прибиться к стайке своих сестёр.

Давать названия птицам – дело трудное и ответственное: только опытный глаз и слух орнитолога может вычленить из ряда признаков тот особый, что отличит одну пичугу от другой, отличит по голосу, по окрасу перьев, по особым повадкам. Этим птицам, как мне кажется, очень даже подойдут названия из хлебниковского списка: савка, колпица, авдотка. А кваква, рябок или копытка похожи на мистических существ, которыми, впрочем, и являются рукотворные холщовые птицы.

Уже стайка. Разукрашенные «пташки» выстроились в ряд.
Уже стайка. Разукрашенные «пташки» выстроились в ряд.

Мне по сердцу назвать эти расшитые камнями и бисером творения «авдотками»: звучит и забавно, и по-народному просто, мудро, звучно.

Авдотки, «поюны», «легкие времири»!
Авдотки, «поюны», «легкие времири»!

Вот и готовы наши птицы к своему полёту из мастерской. Пусть их явление миру озвучат строки Велимира Хлебникова из того же стихотворения, которым мы открывали наш мастер-класс:

В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей! …

Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!

Броши будут прекрасным дополнением к любому изделию из природных материалов.
Броши будут прекрасным дополнением к любому изделию из природных материалов.

До скорой встречи в новой творческой мастерской.