Руководитель организации «Курган» при ННГУ им. Н.И. Лобачевского рассказал о том, как сам пришел в поисковое движение, как меняются люди в экспедициях и какая солдатская судьба запала ему в душу.
Весной и летом Фёдора Дроздова в городе застать сложно. Иногда бывает и так — из одной экспедиции — сразу в другую. «Курган» для него — дело жизни и даже судьба. Военной историей он увлекся с детства.
До сих пор хорошо помню: учился я классе в девятом и пошёл в музей. Там была выставка военных моделей — фигурки солдатиков, самолётики, — я тогда этим увлекался. И вдруг совершенно внезапно посреди этих самолётиков, солдатиков — два стенда артефактов с мест боёв. Я спрашиваю: «Откуда?», а мне отвечают: «Вот поисковый отряд университета вернулся с мест сражений, они привезли». И когда я поступил, стал студентом, — уже знал, что в университете есть поисковый отряд, начал наводить справки и в конце концов попал в ряды.
Фёдор Дроздов уверен — поисковые экспедиции меняют людей. Все по разным причинам приходят в отряд. Кто-то увлекается историей, кто-то ищет романтики, для кого-то найденный боец — своего рода клад. Но у всех без исключения благодаря поиску формируется уважение к родной стране и людям, которые отдали свои жизни за неё.
Когда ты действительно всего этого начинаешь касаться руками, когда это всё проходит через тебя, ты иначе к этому начинаешь относиться. Вот периодически у нас проскакивают новости — то там подростки у Вечного огня прикурили, то здесь они какие-то пляски устроили на мемориале. Человеку, прошедшему поисковую экспедицию, такое в голову не придёт просто. У него формируется система ценностей — что можно, а что ни в коем случае нельзя.
Деятельность «Кургана» — это не только работа в местах поиска. Всю новую информацию важно сохранить. Данные бойцов, которые установил отряд, передают во Всероссийский информационный поисковый центр «Отечество». Он находится в Казани. Центр активно сотрудничает с министерством обороны России. Данные о бойцах, которые установили за десятилетия поисков, собраны и в многотомнике «Имена из солдатских медальонов». Вышло уже десять книг. Представители «Кургана» ищут родственников воинов — как самостоятельно, так и при помощи огромного количества неравнодушных людей и энтузиастов.
В прошлом году «Курган» нашёл и вернул на родину останки Ивана Ивановича Никитина. Бойца обнаружили в Бельском районе Тверской области. Сохранился его смертный солдатский медальон. За десятилетия он окислился и бумага внутри сильно пострадала. Восстановить бланк помогли в лаборатории «Солдатский медальон». С помощью специального оборудования удалось прочитать утраченный текст. Выяснилось, что это наш земляк — уроженец Горьковской, теперь Нижегородской области.
Иван Иванович Никитин. Боец, который числился пропавшим без вести с 1941 года. Уроженец Воскресенского района Горьковской области. У него там до сих пор живут потомки, которые ничего не знали о судьбе воина. Ни одного письма с фронта от него не пришло. Судя по месту, где он был найден, мы предполагаем, что он погиб буквально в течение первых же дней, как попал на фронт. В конце июля 41 года, когда там начались первые бои с прорвавшимися на восток немецкими частями, — рассказывает Фёдор Дроздов.
На момент гибели Ивану Никитину было 37 лет. Из его близких родственников сейчас живы внучка и правнучка. В семье сохранился портрет героя. Останки бойца вернули на родину и торжественно захоронили на кладбище в селе Егорово. Почтить его память на могилу теперь приходят новые поколения земляков.
Только за весну этого года поисковикам удалось найти останки 22 бойцов Красной Армии. Буквально на днях под Велижем они нашли солдатский медальон, который принадлежал нашему земляку, уроженцу Княгининского района рядовому Ивану Савельевичу Карпову. Боец пропал без вести ещё в 1941 году.
Фёдор Дроздов отмечает: поисковая экспедиция — дело физически тяжелое. Не всем под силу километры ходить пешком, а потом еще на месте землю копать. Не все готовы долго жить в походных условиях. Но если человек втягивается, потом без поиска он уже не может. И даже готов терпеть суровые полевые условия ради интересной экспедиции. О том, через какие испытания пришлось пройти нижегородским поисковикам на Южном Урале — в нашем следующим материале об отряде «Курган».