Найти тему
Музей кино

Он часто пишет о погоде

В рубрике #история одного предмета – публикация научного сотрудника рукописного фонда Музея кино Елены Долгопят.

Оператор Борис Маркович Эйберг (1904-1995) пишет Марии Дмитриевне Трусовой (1912-2004) из поезда, который идет во Владивосток. Пишет недалеко от Омска, затем у Байкала. Едут долго-долго-долго, днями и ночами. Год – 1956. Во Владивостоке они дождутся теплохода и поплывут на Камчатку. Экспедиция растянется на много месяцев.

Как же он скучает, тоскует, ссорится, мирится! Он без нее жить не может. Он описывает сопки, море, озера, океан, он беспокоится о деньгах, о комнате, которую надо снять в Москве (в комнате клопы, и надо бы побелить стены и потолок), волнуется за дочь (от предыдущего брака, официально он еще не разведен, да и она, его любовь, еще не разведена; за развод надо платить, а денег в обрез).

Он часто пишет о погоде: плохая, испортилась, хорошая, солнечно, ясно, пасмурно, туман. Если дождь, съемок не будет, и погоду надо будет ждать. Томиться и ждать, иногда днями. Пустые дни, чем их заполнить? Эйберг тоскует по своей Марии (в письмах он завет ее Муха, Чиль, а подписывается: Бока), ведет с ней мысленные разговоры, вспоминает прошлое, добывает книги (во Владивостоке, в Петропавловске-Камчатском, да везде, куда забрасывает его судьба оператора киностудии «Моснаучфильм»), ему скучно со своими товарищами по группе, он от них далеко.

Флэшбек:

За три года до Камчатской экспедиции с 16 октября по 03 ноября 1953 года, Борис Эйберг был на съемках в Ленинабаде. Мария Трусова собрала его письма в альбом, некоторые проиллюстрировала. К примеру, вот этот фрагмент:

«Тепло. Все ново и интересно. Спокойные и добродушные таджики. Чайханы, старый город с улочками в метр ширины и извилистыми, как катакомбы. Стены домов без окон и плоские крыши. Вдруг увидишь: на оживленной улице катится большая тележка, [с] верхом нагруженная большими мешками хлопка, и на вершине этой пирамиды важно восседает таджик в халате и чалме и не сразу увидишь, что все это сооружение довольно легко тащит твой ослик. Чудо прямо…» ( Ф.209. оп.1 №28)

Смущает слово «твой» («твой ослик»); быть может, рисунок существовал до письма?

В качестве иллюстрации – страница из альбома с письмом Эйберга и рисунком Трусовой (и сразу понятно, что рисунок не умозрительный; Мария Трусова родилась и выросла в Ташкенте, она прекрасно знала, о чем пишет ее любимый Бока).

Мария Трусова много рисовала Эйберга: публикуем написанный ей портрет.

М. Трусова. Портрет Эйберга.
М. Трусова. Портрет Эйберга.

Дополним публикацию автобиографиями Б. Эйберга и М. Трусовой:

-3

«Оператора киностудии научно-популярных фильмов Эйберга Бориса Марковича.

А в т о б и о г р а ф и я

Родился в г. Москве в 1904 г. 30 апреля.

В 8-летнем возрасте поступил учиться в Городское начальное училище, переименованное после Великой Октябрьской Революции в Школу II ступени им. Фр. Энегельса. По окночании школы II ступени в 1919 г., ввиду трудного материального положения вынужден был поступить на работу.

До 1925 г. работал в газете «Гудок», [в] «Центриздат народов СССР» и [в] «Москоопсельхоз». В 1925 г. начал учиться во ВГИКе на операторском факультете.

По окончании в 1930 году М[осковского] Г[осударственного] Т[ехникума] К[инематографии] начал работать оператором на студии «Кинохроники», затем оператором Оборонного Отдела ф[абрик]и «Союзкино»

В 1933 году Оборонный Отдел фабрики «Союзкино» был выделе в самостоятельную студию «Воентехфильм», переименованную в 1934 г. в студию «Мостехфильм», где я и работал по 1941 г. включительно.

С 1942 по 1945 г. был фронтовым оператором студии документальных фильмов и хроникальных фильмов.

16.VI-45 г. возвратился на студию научно-популярных фильмов.

Отец всю жизнь работал в издательствах (газеты «Гудок», «Известия Президиума Верховного Совета», «Рабочая Москва» и др.). Мать занималась домашним хозяйством.

Сестры всю жизнь работают в различных советских учреждениях.

Младший брат работает режиссером на Свердловской студии.

За участие в Великой Отечественной войне имею правительственные награды.

Б. Эйберг» (Ф.56. оп.1 №54/14)

Примечания к автобиографии Б. Эейберга:

* «Центриздат», ЦИЗ) — советское издательство, существовавшее с 1924 по 1931 годы

* «Москоопсельхоз» - сельскохозяйственный кооператив Москве. «…был основан художником Балиевым, бывшим коллежским асессором Воротниковым и бывшим помещиком Макаровым. Они получали от госучреждений различные товары, получали кредиты, — одним словом, за восемь месяцев довели свои обороты до 2 млн. руб. и к тому моменту, когда были арестованы, причинили государству убытков на 600 тыс. руб., которые так и не были возмещены». (из статьи в «Правде» от 27 мая 1926 г.; цит. по Юрий Ларин. Частный капитал в СССР, Госиздат, М., 1927; выложено на litvek.com)

* Государственная школа кинематографии создана 1 сентября 1919 с единственной мастерской кинонатурщиков (актеров). Киноинженерный (кинооператорский) факультет в был открыт в 1923 году, школа стала называться Государственным техникумом кинематографии (ГТК).

* «Союзкино» - государственное всесоюзное кинофотообъединение по производству кинокартин, их прокату и эксплуатации, а также кино- и фотоаппаратуры, фотокинопринадлежностей и материалов (1930-1933).

* 11 февраля 1933 года Постановлением СНК СССР был образован Всесоюзный государственный трест по производству учебных, научных и технических фильмов «Союзтехфильм» и в его рамках - «Мостехфильм.

С началом Великой Отечественной войны часть работников «Мостехфильма» ушли на фронт, на студии выпускались учебно-инструктажные фильмы по использованию военной техники в боевых условиях, противовоздушной и противохимической обороне, военно-полевой медицине. Именно тогда студия получила название «Воентехфильм» (1941–1944). (Из статьи «Центранаучфильм» в Википедии)

* С 1940 по 1944 студия документальных фильмов называлась Центральной студией кинохроники, с 1944 по 1993 – Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ)

-4

«Автобиография

Трусовой Марии Дмитриевны

Родилась я в г. Выборге в семье военно-служащего. Отец был в чине капитана, мать не работала.

В 1918 г. мы всей семьей переехали в г. Ташкент, где я кончила в 1929 г. среднюю школу и вышла замуж за Петренко Мих. Алекс.

Тогда же в 1929 г. поступила на работу чертежником в «Средазводпроиз». И работала чертежником. В 1937 г. с моего поступления в «Мостехфильм» изменилась и моя профессия, благодаря моему влечению к рисунку и живописи.

С мужем я разошлась в 1937 г. и более о нем ничего не знаю, т.к. никаких отношений с ним не поддерживала.

Война 1941 г. застала меня в Москве в художественной мастерской ЦДРИ, где я работала по раскраске кукол. Так как цех мой в связи с событиями был закрыт, я переехала в г. Ташкент, где до сих пор живут мои родители.

В Ташкенте кончила автошколу и работала в течении 2х лет шофером.

По возвращении в Москву вернулась на работу в «Мостехфильм».

М. Трусова

26 IV 46 г.

В моей автобиографии за последние годы никаких изменений не произошло.

М. Трусова 23 VII 49 г.» (Ф.56. оп.1 №54/24)

Примечания к автобиографии М. Трусовой:

* «Средазводпроиз» - возможно, срезнеазиатское водопроизводство? (Разработка проекта Ташкентского водопровода была начата в 1925 г.; см. интернет-издание «Письма о Ташкенте».)

* ЦДРИ - Центральный дом работников искусств.

Публикация научного сотрудника рукописного отдела Музея кино Елены Долгопят.