Найти тему

КАК ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Наступление страхового случая даёт субъектам ОМС право на получение бесплатной медицинской помощи. Примечательно, что в процессе оказания одних и тех же манипуляций могут использоваться препараты различных производителей, в то время как предоставление услуг на бесплатной основе, в соответствии с действующей государственной программой, предполагает применение препаратов исключительно отечественного производства.

Предложение об оказании услуг на платной основе не рассматривается в качестве нарушения медицинским учреждением действующего законодательства, однако ответ пациента требуется оформить соответствующим образом:

ü добровольный информированный отказ от предоставления услуг медицинского характера с применением препаратов отечественных производителей (ч.1 ст.20 Федерального закона №323);

ü добровольного информированного согласия на предоставление услуг медицинского характера с применением препаратов зарубежных производителей;

ü договор на оказание платных медицинских услуг.

Важно, чтобы пациент был в полной мере ознакомлен с условиями предоставления соответствующих видов и объемов услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе. Если пациент отказывается от предложения воспользоваться платными медицинскими услугами, это никоим образом не должно сказаться на видах и объеме услуг, предоставляемых на безвозмездной основе в рамках действующей программы ОМС.

При попытке представителя медицинского учреждения взыскать с пациента денежные средства за услуги, которые должны предоставляться на бесплатной основе, рекомендуется придерживаться приведённого ниже алгоритма действий.

1) Направить соответствующее обращение к руководству работника медицинского учреждения, который уличён в попытке навязывания платных услуг.

Субъект ОМС вправе направить запрос с целью получения данных, касающихся видов, качества и условий предоставления услуг (п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона №326). Представители руководящего состава медучреждения, в свою очередь, обязаны дать пояснение, почему те или иные услуги не включены в программу госгарантий (п.7 ч.2 ст.20 Федерального закона №326).

2) Направить соответствующее обращение в СМО или Роспотребнадзор.

На основании жалобы субъекта ОМС может быть проведена целевая экспертиза, результаты которой могут послужить основанием для принятия соответствующих мер по отношению к медицинскому учреждению и проведению дополнительной проверки качества предоставляемых услуг (ч.9 ст.40-41 Федерального закона №326).

3) Направить иск в суд.

В качестве предмета иска может послужить требование о возмещении денежных средств, которые были выплачены за услуги, предоставляемые на безвозмездной основе в рамках ОМС.

При подготовке данной статьи использовалась информация с сайта филиала «Ленинградской областной коллегии адвокатов» Адвокатская контора «Пелевин и партнеры» http://ak-pelevin.ru.