Найти тему
МуZей Победы

Машина в огне. Выхода нет... Героический таран Николая Гастелло

Оглавление

Героический летчик родился 6 мая 1907 года. Николай Францевич Гастелло в 1932 году был призван в армию, военкому он признался, что хотел бы служить в авиации, и был отправлен на учёбу в авиационную школу, став пилотом бомбардировщика.

Добавьте описание
Добавьте описание

Вот какую характеристику давали о мирной жизни Гастелло в очерке, посвященном герою:

«Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек».

Предвоенные конфликты

Первый боевой опыт он получил в боях у реки Халхин-Гол с японцами в 1939 году. В этих сражениях однополчанин Гастелло Михаил Анисимович Ююкин совершил первый в истории таран наземной цели, направив свой подбитый бомбардировщик на позиции японцев.

Михаил Анисимович Ююкин
Михаил Анисимович Ююкин

Боевая работа летчиков на Халхин-Голе была тяжелой, в перерывах они спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом.

Экипаж советского бомбардировщика СБ у своего самолёта на аэродроме в Монголии. На фото слева направо: лётчик старший политрук К. С. Швецов, моторист А. Н. Ковалев, штурман старший лейтенант С. Б. Исаев, стрелок-радист А. Я. Мыльников, техник К. Н. Балакин
Экипаж советского бомбардировщика СБ у своего самолёта на аэродроме в Монголии. На фото слева направо: лётчик старший политрук К. С. Швецов, моторист А. Н. Ковалев, штурман старший лейтенант С. Б. Исаев, стрелок-радист А. Я. Мыльников, техник К. Н. Балакин

Следующим испытанием стала Советско-финляндская война. Своими ударами бомбардировщики поддерживали продвижение советских войск. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты.

Финские укрепления
Финские укрепления

Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

После боев в Финляндии Гастелло принимал участие в Бессарабском походе в 1940 году.

Великая Отечественная война

Добавьте описание
Добавьте описание

С первых дней Великой Отечественной войны Гастелло сражается на фронте. 26 июня 1941 года, капитан Николай Гастелло совершил «огненный таран», являющийся одним из самых известных примеров героизма советских летчиков в истории Великой Отечественной.

Советский бомбардировщик ДБ-3 Ф (Ил-4) на аэродроме
Советский бомбардировщик ДБ-3 Ф (Ил-4) на аэродроме

Вот как этот боевой вылет описан в наградном листе о присвоении звания Героя Советского Союза Николаю Гастелло:

«…26 июня капитан Гастелло с экипажем: Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин — повёл звено Ил-4 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели.
Добавьте описание
Добавьте описание
В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Анатолия Васильевича Рыбаса из состава звена Гастелло, они видели, как он развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков.
Добавьте описание
Добавьте описание
Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа».
Добавьте описание
Добавьте описание
«Фамилия Гастелло стала нарицательной. «Гастелловцами» называли лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено около 600 «классических» воздушных таранов (самолётом по самолёту), 506 таранов самолётом по наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов», — рассказал сотрудник Музея Победы, историк Александр Михайлов.
Добавьте описание
Добавьте описание

Музей Победы

В новом комплексе Г.О.Р.А (Главные Оружейные Реликвии Армии) - филиале Музея Победы - посетители смогут увидеть бомбардировщик Ил-4, а фондах музея хранится брошюра «Капитан Гастелло», написанная в 1941 году его родными, ноты и текст песни «Баллада о капитане Гастелло» (1941), а также одна из первых марок с изображением подвига летчика