Думаю, конец истории очевиден фактически с самого начала. Вряд ли бы авторы пришли к морали, что зло никогда не умирает, что добро не имеет смысла без зла или ответили бы на вопрос, что такое «подлинная справедливость». Но лично у меня все равно осталось довольно гнетущее чувство.
Я не против появления Мисы и влюблённой в неё Рэм. Миса — своеобразный спасательный круг для читателя в истории, в которой оба героя — и Лайт, и Эл, — слишком далеки от среднестатистического обывателя. К тому же, мне нравятся сцены с участием Эла и Мисы. Я не до конца понимаю, притворяется ли Эл и просто манипулирует Мисой, или ему действительно неловко в ее присутствии, но это выглядит мило и забавно.
Однако убийство Эла — худший сюжетный поворот, который только можно было придумать. Неудивительно, что после этого авторы взяли отпуск, и единственное, что они смогли сделать — ввести двух новых персонажей, которые по факту совмещают в себе качества Эла.
Если Мелло мне хоть немного нравится за нестандартный подход (редко можно встретить детектива, который по своей сути самый что ни на есть бандит и сотрудничает с мафией) и готовность пожертвовать собой ради дела, то Ниа не вызывает и малейшей симпатии. Давайте откровенно, разве он заслужил закончить дело Эла? Борись Ниа с Лайтом изначально, он бы ни за что не победил, потому что большую часть работы за него проделали другие персонажи. Ниа лишь соединил пазл воедино и умудрился не умереть раньше времени, чтобы вынести Лайту приговор.
Но и последний план Лайта — изначально одна гигантская ошибка, а главное, он не предусмотрел никакого плана «Б». Зачем Лайт повесил весь успех операции на своего единственного напарника, который уже однажды его подвёл, но не отвёл никакой роли преданной ему Мисе? Она могла остаться хотя бы на подстраховке. Да просто нанял бы киллеров, которые бы всех на складе перестреляли, а не надеялся на эту несчастную тетрадь.
В общем, давайте оставим обоих преемников в покое и вернёмся к моменту смерти Эла, которой, естественно, вообще не должно было быть в истории. По крайней мере, в этих главах.
Лайт VS L
Вспомним, как обстояли дела непосредственно перед этим. Интерпол создаёт специальную группу для поимки Киры, куда входит Эл в качестве руководителя и Лайт как главный подозреваемый. Эл уверен, что Лайт и есть Кира, но не может этого доказать и круглосуточно держит его подле себя. Лайт же наблюдает за Элом, пытается узнать его настоящее имя и всячески отводит от себя подозрения. Интересно, что настоящее имя L — действительно L Lawliet. В итоге, Лайт манипулирует Рэм, вынуждая ее убить Эла, принимает на себя командование, берет псевдоним L и занимается по факту поимкой самого себя. Именно в этой точке манга пошла куда-то не туда.
Зачем L умирать?
Эл кажется абсолютно неуязвимым, и, хотя в процессе чтения у меня возникали мысли: «А не умрет ли он?», его смерть все равно меня шокировала. Однако как только состояние шока проходит, задаешься вопросом: «А зачем ему было умирать?». Откровенно говоря, не за чем :)
Убив Эла, Рэм по факту не защитила Мису, а оставила ее наедине с психопатом, который никогда не испытывал к наивной влюблённой девочке ответных чувств — и это знала не только Рэм, но даже L, хотя сам он вряд ли переживал нечто подобное в своей жизни. Ни Рэм, ни Эл больше не могли защищать Мису, а в тюрьме у Эла и то безопаснее и комфортнее, чем в одной комнате с манипулятором, который, как мы знаем, не пожалел ни собственного отца, ни свою младшую сестру ради амбиций.
Как все должно было быть на самом деле
Единственный выход для Рэм — пойти на сделку с Элом и подставить Лайта в обмен на свободу и невиновность для Мисы. Боги якобы не могут вмешиваться в дела смертных, но Рэм, судя по всему, гораздо важнее судьба ее подопечной, чем какие-то правила, поэтому я не вижу особых препятствий для подобного поступка. В таком случае вероятность, что Миса выживет, вырастает в разы.
Именно поэтому Эл должен был не умирать, а всего лишь разыграть свою смерть.
Если вы знакомы с книгами Дюма «Граф Монте-Кристо», то вспомните, что там есть эпизод смерти и похорон девушки Валентины. Позже ее раскапывают, и оказывается, что она приняла специальное средство, замедляющее дыхание и прочие процессы в организме. Она выглядела мертвой, но на самом деле спала. И это только один из способов, как авторы могли бы имитировать смерть Эл. К сожалению, ему скорее всего пришлось бы пожертвовать Ватари чисто для достоверности процесса, а тело Эла, например, забрали бы спецслужбы. Но факт остаётся фактом — Эл продолжает борьбу с Лайтом, взяв на себя роль Киры.
Интересный был бы поворот, не так ли? Вторая тетрадь остаётся у Эла, он занимает место Киры, а Лайт считает себя победителем и становится главой полиции. Убийца и детектив меняются местами! Единственный вопрос, на который я не могу найти ответ — смог бы Эл действовать как настоящий Кира? Всё-таки у него был какой-никакой, но кодекс чести и справедливости, хоть он и не гнушался неделями держать людей взаперти. Однако его поступки можно понять, и я сомневаюсь, что он будет косить людей налево и направо, даже ради «поддержания образа нового Киры». Впрочем, все возможно.
Дальнейший сюжет я не простраивала, но и этих домыслов достаточно, чтобы повернуть историю в иное русло.
А если всё-таки…
В 2006 году вышла первая экранизация манги, которую я практически не помню, но в ней есть один интересный момент, который, на мой взгляд, создатели фильма умудрились сделать в разы лучше авторов манги. Собственно, только он мне и запомнился.
Эл, который тут действительно хорош — он загадочный, странный и его поведение сложно предсказать, — в конце умирает. Он сделал вывод, что единственный способ вывести Лайта на чистую воду — это подставиться самому. Эл жертвует собой, как в манге собой жертвует Мелло, и ради раскрытия дела вписывает свое настоящее имя в тетрадь. Согласно правилам, имя человека нельзя вписать дважды, и Эл отводит себе срок в 23 дня, чтобы закончить начатое. Позже Лайт манипулирует Рэм, и, как он думает, Рэм умирает, убив Эла, а Лайт записывает имена оставшихся врагов в тетрадь, чтобы обрести полную свободу и власть. Но тетрадь оказывается ненастоящей, а Рэм и правда пошла на сделку с Элом — оставшийся якобы после ее смерти пепел был всего лишь горкой мусора. Все члены команды видели, как Лайт записывал их имена в тетрадь. Так Эл и получил доказательства, что Лайт — настоящий Кира.
На мой взгляд, это довольно сильный поступок и, главное, логичный. Как бы мне ни нравился Эл, а я всегда болела только за него, но именно дело Киры останется делом всей его жизни, и вряд ли ему удастся ещё раз расследовать преступление подобного масштаба. Поскольку арка персонажа завершена, будет логичнее и честнее завершить и его путь, к тому же, это хорошо вписывается в сюжет. Конечно, хэппи-энд тоже можно оставить, но, на мой взгляд, зрителям куда больше запомнился бы трагичный во всех смыслах финал. В таком случае жертва Эла, который расследовал преступления ради развлечения и денег (он наверняка был долларовым миллионером), будет по-настоящему ценной.
Очень жаль, что ради одного шокирующего момента, который, на мой взгляд, совершенно не оправдан, авторы пожертвовали и прочими аспектами своей гениальной истории.