Наряду с писателем Филиппо Маринетти Умберто Боччони был ведущей фигурой футуристического движения. Живопись и скульптуры, которые он создал в период с 1910-1911 по 1914-1915 годы, сформировали первый облик этого авангардного течения, зародившегося в Италии.
Как теоретик он обосновал множество художественных методов в бесчисленных манифестах, а в 1914 году опубликовал итоговую работу «Футуристическая живопись и скульптура (Пластический динамизм)».
«Город встает» — первая футуристическая картина Умберто Боччони. В сети тончайших многослойных цветовых штрихов, которые являли все существенные аспекты футуризма, многое было взято из символизма и пуантилизма.
Живописной работе предшествовал триптих «Гиганты и карлики». На левой его створке было изображено дерево, символизирующее ночь; в центральной части — табун лошадей перед стройкой, который олицетворял день; а на правой створке — техническая конструкция, воплощение сумерек.
Восприятие смены дня и ночи, охватывающее все аспекты природы, человеческого труда и технологии, впоследствии было сведено к более конкретному образу.
В работе «Город встает» изображено пробуждение мегаполиса. Рабочие и улицы символизируют движение, реализуя свой внутренний динамизм. Табуны лошадей, бригады рабочих, строительство здания (в правом верхнем углу изображена промышленная зона, типичная для городских окраин) все отображено в закрученном вихре коротких ярких штрихов, которые в целом образуют композицию, наполненную силой и энергией. Все элементы картины перетекают один в другой, находясь в общем непрерывном движении.
Умберто Боччони сгустил образы до метафоры энергии большого города на пороге нового столетия.
Лошадь, рабочая сила доиндустриального периода, говорит о постоянном интересе Боччони к единению природы и технологии. Для него сила лошади, к которой часто обращался и Карло Карра, указывала путь в будущее.
Эта мысль, возможно, противоречит восторгам Маринетти, вызванным продуктами технического прогресса, такими как автомобили, аэропланы и трамваи (хотя их мощность измерялась в лошадиных силах).
В основных манифестах футуристов Маринетти говорил о том, как они ведут охоту на свою добычу. Люди, животные и машины были частью симбиоза, из которого постоянно рождались новые образы и метафоры.
В картине «Город встает» рабочие вкладывают упорство и выносливость в динамичное начало нового дня — своеобразное эхо социально ориентированного реализма работ Боччони периода 1908-1909 годов.
Маринетти же, напротив, в своем романе «Мафарка-футурист» 1910 года создал образ гибрида человека и машины, использующего свою мощь лишь для разрушительной деятельности.
Как видно, в рамках футуристического движения созидание и разрушение не были взаимоисключающими началами.
_____
Рекомендуем к просмотру лекцию «Кирико, Моранди, Боччони. Итальянское искусство начала ХХ века»