«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», Антон Павлович Чехов.
Наше мнение о себе первично: оно определяет весьма значительную долю того, что мы думаем и каких ценностей придерживаемся. Мы не умеем принимать идей, которые идут вразрез с нашим видением. Мы привыкли считать себя необычайно крутыми и самодостаточными. К примеру, «Я бунтарь, я презираю всяческие авторитеты» или «Я бунтарь, а вы все не такие бунтари». Мы постоянно судим, сравниваем с собой и оцениваем людей. Кроме того, у нас есть ощущение, будто другие вечно пытаются у нас что-то забрать: они хотят присвоить нашу идею, время, труд. Перед лицом всего этого, что вполне естественно, мы делаемся более погруженными в себя, активнее обороняемся и зачастую видим в окружающих врага.
К 20-30 годам в нас развивается привычка обороны, но в некоторых случаях мы показываем себя «настоящего», без оборонительной стены - маски. Это происходит тогда, когда мы общаемся с близкими и друзьями. Ощущаем с ними тесную связь и чувствуем, что нас принимают со всеми нашими недостатками и достоинствами. Или, скажем, когда находимся на каком-то концерте, мы оказываемся на одной волне с сотнями незнакомых для нас людей. Но самый красноречивый пример – ситуация, когда мы влюбляемся и на наше чувство отвечают взаимностью. Находясь под обоянием этих ощущений, мы перестаем эгоистично цепляться за свое эгоистичное «Я».
У всех этих моментов есть общая черта: мы чувствуем внутреннюю безопасность, ведь друзья и любимый человек не осуждают нас и принимают нас такими, какие мы есть. При этом мы не замыкаемся в себе, и можем обратить свое сознание не внутрь, в себя, а наружу – на благое дело, на заботу о счастье другого человека.
Как правило, мы склонны основывать свои суждения о человеке на том, что наиболее очевидно, исходя из первого впечатления о нем. Мы не умеем вглядываться вглубь человека и видеть его истинного лица. Мы все с бОльшим трудом проникаем в психологию других и представляем себе то, чего мы хотим от них, а не то, чего хотят от нас. Мало кому удается увидеть внутренний мир человека, потому что люди привыкли прятать «себя настоящего» глубоко внутри. Но как раз это и является источником бесконечного изумления.
Рассмотрим современную концепцию установки из старинного понятия души. Душа – это не сознание и не тело, это весь дух, который мы воплощаем в себе, наш способ восприятия и понимания мира. Именно она делает человека уникальным и именно с понятием души связаны первичные представления о человеческой личности. Мы убеждены, что наша реальность более или менее одинакова для всех. Но это иллюзия. Нет двух людей, которые видели бы мир одинаково. Вот почему одни и те же внешние происшествия отзываются на каждом человеке совершенно различно, и при одной и той же обстановке каждый живет в своем особом мире. Отсюда следует, что само существование отдельного человека делает его уникальным.
Каждому человеку стоило бы поверить в себя. Постараться увидеть и полюбить свой внутренний мир, принять свой характер. Не нужно желать стать кем-то другим: нужно по-настоящему стать собой, осознав свой истинный потенциал. Свои слабые стороны есть у каждого из нас, всякий в чем-то неумен, в чем-то может сглупить – такова человеческая природа. Нужно рассматривать свой характер как глину, с которой можно работать, медленно, но, верно, трансформируя свои слабости в сильные стороны.Работать с тем, что имеете, а не придумывать себе сверх способности. Именно принятие себя и любовь к себе делает нас могущественными!
Сократ сказал однажды великолепную фразу: "Я знаю, что ничего не знаю". Это значит, что если мы поймем, что знаем далеко не все, то это сделает нас куда более великодушными людьми. Чтобы развить такой подход, можно принять на вооружение стратегию, которую провозглашал Фридрих Ницше: "Кто хочет действительно узнать что-либо новое (будь то человек, событие или книга), тому следует воспринимать это новое с наивозможной любовью, быстро закрывая глаза на все, что ему кажется в нем враждебным, отталкивающим, ложным, и даже совсем забывая об этом. Так, например, он должен делать величайшие уступки автору книги и прямо-таки с бьющимся сердцем, как при скачках, чтобы он достиг своей цели. Дело в том, что таким приемом пробиваешься к самому сердцу нового объекта, к его движущему центру: а это именно и значит узнать его".
Умение открываться влиянию этой «души» должно стать одной из наших умственных привычек, оно позволяет нам понимать вещи, давать им адекватную критическую оценку. А иногда эта «душа» будет действовать и на вас, оказывая определенное влияние и обогащая при этом ваш ум!