Ларс фон Триер — главный режиссер датского кино и любимчик Каннского кинофестиваля. Он начинал с подражания кино «больших мастеров», после чего отказался от формализма и пришел к книжной форме. Ко дню рождения режиссера, отмечаемому 30 апреля, мы с онлайн-кинотеатром Kion предлагаем вам вспомнить 7 фильмов, которые обязательны для понимания его стиля.
«Европа» (1991)
Трилогия «Е» («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа») — первая, которую Ларс фон Триер закончил техническим шедевром. «Европа» была удостоена особой награды Каннского кинофестиваля за художественный вклад в искусство. Режиссер создал нуарную картину, где черно-белые кадры бесшовно сменяются цветными, а также эффектно используется рирпроекция (когда актеры стоят на фоне экрана).
После Второй мировой войны американец Леопольд Кесслер (Жан-Марк Барр) приезжает восстанавливать разрушенную Германию, но становится частью нацистской организации «Вервольф».
«Идиоты» (1998)
После «Европы» режиссер впал в творческий кризис, выходом из которого стал придуманный вместе с другими кинематографистами манифест «Догма 95». Суть манифеста — в отказе от всех «голливудских» красивостей в пользу реализма: никаких декораций, искусственного света и закадровой музыки, только ручная камера, снимающая настоящие действия актеров.
Сюжет провокационный: Карен (Бодил Йоргенсен) знакомится с группой людей, которые отвергают правила цивилизованного общества и дурачатся, чтобы найти в себе свободного «идиота».
«Пять препятствий» (2003)
Это экспериментальный документальный проект, в котором Ларс фон Триер сотрудничает с поэтом и режиссером Йоргеном Летом. Триер хочет исследовать природу кино, поэтому заставляет Летома переснять его фильм «Идеальный человек» (1968) с пятью разными условиями. Например, первое задание — сделать «ремейк» на Кубе, без декораций и всего из 12 кадров, а также ответить на загадку из оригинальной картины.
«Догвилль» (2003)
В «Догвилле» Ларс фон Триер продолжает эксперименты с формой и силой реализма в кино. В этот раз он создал театрализованное действие, где на огромной площадке обозначены только контуры домов с некоторой мебелью внутри.
В американский город Догвилль прибегает Грэйс Маргарет Маллиган (Николь Кидман) и просит убежища у его жителей. Сначала они рады Грейс, но потом начинают ее эксплуатировать и унижать.
«Меланхолия» (2011)
Провал продолжения «Догвилля» усугубил затяжную депрессию и алкоголизм Ларса фон Триера. Плод его борьбы с болезнью — «трилогия отчаяния», состоящая из «Антихриста» (2009), «Меланхолии» и «Нимфоманки». В «Меланхолии» он задается вопросом, как повел бы себя человек, осознавший скорый конец света.
В фильме в роли апокалипсиса выступает столкновение Земли и планеты Меланхолия. Это событие предчувствует Джастин (Кирстен Данст), которая на собственной же свадьбе впадает в депрессивную фазу.
«Нимфоманка» (2011–2013)
Это самый сложный фильм Ларса фон Триера. Его режиссерская версия длится более 5 часов, поэтому для кинопроката продюсеры попросили урезать хронометраж до 4 часов и поделить картину на 2 части.
В «Нимфоманке» Триер исследует человеческую сексуальность, делая объектом изучения гиперсексуальную женщину Джо (в молодости — Стейси Мартин, после 30 лет — Шарлотта Генсбур).
«Дом, который построил Джек» (2018)
Каждый зрелый режиссер, как правило, снимает картину о проблемах творцов. Для Ларса фон Триера таким проектом стал «Дом, который построил Джек».
Главный герой — маньяк-инженер Джек (Мэтт Диллон), мечтающий построить идеальное здание. Вдохновение он находит в убийствах людей - из каждого он создает настоящее произведение искусства.