Найти тему

ПЁТР Первый и ЧУВАШИ. Миф об обмене людей на гвозди.

Н.К. Сверчков написал картину “Петр I в чебоксарских лесах”, где царь Петр I изображен рядом с Чувашским Дубом - КИРЕМЕТ.
Н.К. Сверчков написал картину “Петр I в чебоксарских лесах”, где царь Петр I изображен рядом с Чувашским Дубом - КИРЕМЕТ.

ПЁТР Первый и ЧУВАШИ. Миф об обмене людей на гвозди.

При правлении Петра I положение чувашей еще резко ухудшилось. В годы правления Петра I денежная часть ясака увеличилась в реальном выражении примерно в четыре раза, продуктовая часть возросла почти в два раза. Кроме того, крестьяне платили казне оброк за бортные урожаи, рыбные ловли, бобровые гоны, оброчные пашни и луга, мельничные места, пошлины со свадеб, с купли-продажи лошадей и других товаров, за оформление документов и т. п. Время от времени на военные расходы собирались запросные и пятинные деньги. Чувашские крестьяне выполняли извозную повинность, «городовое дело»—повинность по строительству и ремонту городских сооружений и казенных строений, повинности по заготовке лесоматериалов для отправки в нижневолжские города, строительству и ремонту дорог и мостов. Обременительной была повинность по строительству и обслуживанию оборонительных линий (засечных черт). В начале XVIII века (когда большинство чувашских феодалов-тарханов уже обрусились или отатарились, чтобы не потерять свои привелегии) всех чувашей начали записывать крестьянами. Если раньше среди них были люди с привилегиями — феодалы(“новокрещены”), военные и служащие, то теперь чуваш мог быть только крестьянином, человеком самого низкого сословия в России. А тех, кто раньше был на службе у воевод, приписали к лашманной службе, то есть заставляли рубить лес, отправлять его на строительство кораблей и домов в Санкт - Петербург. Сильно увеличились налоги, появились дополнительные поборы. Так, стали платить за каждую крестьянскую баню, за пасеки, за священные места чувашей-язычников — киремети. Очень тяжкой повинностью являлась ратная служба: во время войн из чувашских крестьян призывалось в ополчение по одному конному, вооруженному воину с трех ясаков, то есть примерно с шести дворов. В 1705 году была введена рекрутская повинность, когда уже в армии отданный в солдаты человек должен был служить 25 лет. Типичный пример при 25-летней службе: “По преданию, в дер. Нижнее Турмышево (ныне Батыревского района) один крестьянин-чуваш, еще до крещения, был женат и имел троих малышей. Его взяли в рекруты. Отслужив 25 лет, он возвращался в родную деревню. Он служил в конном войске, почему и отпустили его домой с лошадью. Въехал в ворота Хуш, доехал солдат до своего дома и заметил, что три мальчика смотрят через щели ворот. Но вмиг они спрятались под клетью, не успев запереть калитку. Солдат заехал во двор, затем вошел в избу. Видит, сидит одна старуха. Она испугалась солдата, потеряла дар речи. Солдат понял, что это его постаревшая жена, объясняет ей, что он ее муж. Но не сумел убедить. Трое его сыновей работали в поле. Вернувшись вечером с работы и увидев дома солдата, они пришли в ужас. Только по прошествии трех суток в семье начали признавать солдата. У трех сыновей уже подрастали три сына — те, которые смотрели в щели ворот. Солдата стали звать Петром (а его прежнее чувашское языческое имя в деревне никто не помнил). Этот солдат прожил много лет. Говорят, до своей смерти не выделял из своего двора ни сыновей, ни внуков. Семья выросла до 25 ложек. До конца своей жизни солдат ходил с серьгами. Сказывают, он был из рода нынешних Едривановых”.
В общем, петровское время тяжесть повинностей стала почти невыносимой: как и крестьяне других национальностей, чуваши направлялись на строительство крепостей, Петербурга, каналов, судоверфей, на заготовку лесоматериалов, на работы по строительству кораблей и т. п. На строительстве Петербурга участвовало много чувашей. Они там испытывали неимоверную нужду и страдания, погибали от голода, болезней и тяжкого труда, так что часть фундаментов домов Санкт - Петербурга, построены буквально на костях чувашского народа.

Император Российский Петр I Алексеевич был говорят “знатным затейником”! Боярам бороды отрывал, зубы им выдирал, заставлял дерьмо на конюшне разгребать и т.д.  Пишут, что Петр I рыжих недолюбливал и имел другие “бзики”.  Да, это действительно так и есть, только с поправкой – в мире того времени их в принципе не жаловали. Например, тот же Император Российский повелел не принимать на высокие государственные чины людей с этим цветом волос. И на самом деле, большинство рыжих того времени были или рабочими на мануфактурах, или крестьянами в поле. Причины такой нелюбви кроются в том, что рыжих испокон веков считали не такими, как все:

  • врожденными предателями;
  • лжецами;
  • безответственными лентяями.

Конечно, это неправда – среди рыжих много гениальных изобретателей, могучих спортсменов и дотошных ученых, но в петровскую эпоху жизнь их была несладкой, в первую очередь, из-за предвзятого отношения со стороны государя.

Но это все мелочи по сравнению с легендой о том, что государь в какой-то момент до такой степени разбушевался, что начал менять живых людей на гвозди, да не где-нибудь, а в самой просвещенной Европе. Чем ему не угодили чуваши с вотяками (удмурты)?

Плохое отношение царя к представителям этих народностей, было по якобы этим причинам:

  • веру православную исповедовали с грехом пополам; (В 1720—1722 годах Петр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья, о наградах за крещение, о льготах новокрещенам от податей и сборов на три года, об освобождении от рекрутской повинности также на три года. Но заметных практических результатов правительство не добилось)
  • в важных военных делах якобы себя не проявили, хотя факты это опровергают:

“Помещик из-под Цивильска отправил за оказанное неповиновение двадцативосьмилетнего Янаша в солдаты. К тому времени Янаш был уже женат на красивой, словно ягодка, Тхти, говорят. У них была дочка, но в отсутствие отца она захворала и умерла. Тхти сильно убивалась по дочери, даже заболела. Петр I начал войну против шведов, чтобы пробить путь к морю. В этой войне участвовал и Янаш. Он сражался отважно. Его доблести и смелости удивлялся даже сам Петр I. Янаш захватывал шведов сильными руками, стукал их лбами и кидал в Неву. За это царь очень его уважал. За героизм он наградил Янаша землей. Отслужив 25 лет и вернувшись домой в дер. Большая Таяба, Янаш с согласия Тхти усыновил мальчика, сына одной вдовы. Его звали Энтри. Янаш с семьей выселился на Урекеш çырми (овраг Урекеша). Однажды их бык ушел со двора. Вокруг выселка — лес. Энтри пошел искать быка. Долго ходил и вышел на цветущую поляну с речкой посредине. Видит, бык пьет чистую воду. Вернувшись, рассказал отцу о чудесной поляне. Янаш вместе с сыном осмотрели поляну, очень она им понравилась. Но Янаш вскоре умер. Энтри с семьей переселился на эту поляну и основал деревню Таяпа Энтри (Старое Янашево Яльчикского района).

В другом предании сообщается о возвращении чувашского солдата с Северной войны со шведским мальчиком, положившим в дер. Опнеры (ныне Цивильского района) начало шведскому роду.”

  • на государственную службу особо не стремились;
  • торговали хитро, любили нагреть бедного русского человека.

Некоторые утверждают, что не только Петр к ним относился настороженно, но и вся Россия. Считали их нехристями, потенциальными предателями, лгунами и чуть ли не порождением самого Люцифера (кроме шуток). Стало быть, и на гвозди их было не грех поменять, ведь по своим морально-личностным качествам чуваши с вотяками не сильно от рыжих отличались.

Согласно выдуманной легенде, Петр обменивал категории населения, о которых говорилось выше, на гвозди у англичан и голландцев. Видимо, импортные стройматериалы лучше и качественнее были, не чета рыжим чувашам! Ан нет, не все так просто:

  • Россия производила гвоздей гораздо больше, чем любая европейская страна;
  • в большинстве своем гвозди того времени были деревянными; металлические же встречались редко и стоили очень дорого.

То есть выменивать собственных подданных на этот стройматериал Петр, теоретически мог бы, но не массово и совсем без выгоды для себя. И самый главный вопрос, зачем Англии столько чувашей? А теперь, сколько современных англичан и голландцев имеют чувашские корни?

Мы уже никогда не узнаем, чем насолил условный - “ЧУВАШ”, этому одержимому и маниакальному царю.

P.S. Петр Первый лично был (в ближайшее время исполнится 300лет) на Чувашской Земле и в Чебоксарах: “О дне, когда Петр I ступил на чебоксарскую землю, узнаем из записей Г. Замятнина: «Июня в 1-й день дано 93 человеком, которые от Кузмодемьянска до Чебаксар 40 верст гребли на галере его величества, по гривне человеку, итого 9 руб. 10 алтын. Июня во 2-й день дано 97 человеком, которые гребли на галере его величества от Чебаксар до Свиажску 80 верст, по 5 алтын каждому, итого 14 руб. с полтиною». Бухгалтерский отчет не сообщает, чем занимался Петр I в нашем городе, однако, учитывая короткое расстояние – 40 верст, которое плавучий караван преодолел 1 июня (тогда как 31 мая – 160 верст, 2 июня – 100), царь располагал достаточным временем для отдыха (ночлега).
Выписка историка В.Д. Кочеткова из «Походного журнала 1722 года» (СПб., 1913, 2-е изд.) – очень редкого издания: «Июня 1-го. Вполдни приехали к Чебоксарам, где переменив гребцов, пошли в путь, а Его Величество в том городе был у некоторого посацкого человека с четверть часа; и, не доехав до пристани Новой Волшки, ночевали у берегу за великою погодою, а поутру к оной пришли, где обрели и судно Его Величества». Как видим, в полдень 1 июня суда прибыли в Чебоксары, где произошла смена гребцов. Петр I сошел на берег и посетил дом местного купца, с которым беседовал около 15 минут. После короткой остановки караван продолжил путь, но был застигнут непогодой и заночевал у берега, а утром прибыл к новой хлебной пристани (возникла в 1710-е гг.) у д. Козловка (ныне одноименный город), где догнал галеру императора. Стоянка и здесь была недолгой – в 10-м часу плавучий караван направился к Свияжску.”