В чем причина «отставания» и «неуспешности» вполне нормальных, здоровых учеников? Все дело в том, что нынешняя система образования не учитывает особенностей роста и развития современного поколения детей. У многих из них к моменту поступления в первый класс наблюдается незрелость нервной системы, а также определённых отделов мозга для успешного обучения.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья детей за последние пару десятков лет значительно ухудшилось. Около 90% школьников имеют отклонения психического и физического здоровья. При чем ухудшения прослеживаются от начала школьного обучения.
Очевидно, что традиционный подход к обучающему процессу уже не работает. Будущее – за нейропедагогикой и школами, которые могут подготовить мозг и тело к ребенку к усваиванию информации, видят индивидуальность в каждом ученике и находят ключик к успешному обучению каждого.
Что такое нейропедагогика?
Если простыми словами, то это грамотно построенный образовательный процесс, учитывающий знания о работе головного мозга и высших психических функций. Также нейропедагогика - это личностно-ориентированный подход в образовании.
Вы сразу узнаете педагога, который практикует данный подход. Он ВСЕГДА говорит о детях и их индивидуальности. Он на одной волне с учениками, как равный с равными.
Самое главное для такого преподавателя – понять возможности ребенка, не травмировать его психику ненужными требованиями на соответствие стандартам. Его задача – помочь ученику развиваться в своем темпе, насколько это позволительно в его возрасте.
Дети по-разному воспринимают и анализируют информацию. У каждого своя работоспособность, внимание, память. Образ мышления у мальчиков и девочек, левшей и правшей – разные. Поэтому и подходы к обучению письму, математике или иностранному языку тоже должны быть индивидуальные.
В чем преимущества нейропедагогики?
- Детей учат всесторонне, постепенно раскрывают сильные стороны. То есть предоставляют им свободу выбора, не зацикливаясь на ранней специализации. Попробовав себя во многих видах деятельности, намного легче выбрать любимое занятие, а педагогу увидеть лучшее для ребенка направление.
- Формируют привычку учиться благодаря определенным учебным методикам. Здесь отношение к обучению, как к беспрерывному и полезному для развития человека процессу, который должен сопровождать человека всю жизнь, а не только в школе/вузе.
- Важно – получать удовольствие от обучения, только так можно быть вовлеченным в него, впитывать информацию, поэтому обучение в том числе и практикоориентированное..
- Творческая и проектная деятельность – не десерт и не пустая трата времени. Такие занятия дают особый вид мышления, необходимые для успеха и продуктивности современного поколения детей.
Базовые принципы нейропедагогики
- Нейронаука отводит большое место эмоциям. Эмоциональный интеллект не менее важен, чем коэффициент умственного развития.
- Для гармоничного роста и развития ребёнка необходима благоприятная учебная атмосфера, которая стимулирует мышление и больший творческий потенциал.
- Человеческий мозг устроен так, что может выполнять и перерабатывать одновременно несколько функций. Важно соблюдать баланс: недогрузка мозга, так же как и его перегрузка, могут оказать отрицательное воздействие на его развитие.
- Познание, учение, понимание — энергоемкие физиологические процессы.
- Обучение становится продуктивным, когда мозг преодолевает интеллектуальные трудности, когда он в поиске смыслов через установление закономерностей.
- Два важных, постоянно взаимодействующих мыслительных процесса - это анализ и синтез. Для них необходимы соответствующие приемы и методы обучения.
- Также важна организация обучающего процесса: так включается периферийное восприятие, а это является еще одним конструктивным фактором обучения.
- Не стоит недооценивать процесс обучения и получаемую информацию. В мозг закладывается информация как сознательно так и подсознательно.
- Исключить методы "зубрежки": такие знания неустойчивы и непродуктивны.
- Важна практическая ориентированность обучения: знания с человеком остаются тогда, когда «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.
- Процесс обучения гармоничен и может принести свои плоды лишь тогда, когда мозг функционирует в условиях свободы творчества. Верно и обратное: восприятие информации и развитие мозга блокируется в обстановке давления, запугивания, криков.
Именно по таким принципам построен обучающий процесс в международной частной школе Alphaschool с нейропедагогическим подходом. Здесь предпочитают позицию сотрудничества с детьми, без авторитаризма и универсальной линейки оценивания детей. Можете зайти на сайт школы и посмотреть на нейропедагогический подход в действии.