- Обязательно сфотографируйте этот дом, - обратился ко мне пожилой мужчина, бредущий куда-то по своим делам с хозяйственной сумкой, когда я, как и положено "православному туристу", рассматривал окрестности через камеру смартфона. - Знаете, чей он?
Я улыбнулся и утвердительно кивнул головой. О принадлежности этого весьма симпатичного дома протоиерею Сергию Гарклавсу гласила памятная табличка на решётчатом заборе. Об отце Сергие здесь ходят легенды, и факт глубокого уважения к нему со стороны местных жителей - что называется - на лицо. А как иначе?Ведь этот человек долгие годы был хранителем одной из главных святынь русского народа. Хотя сам батюшка всегда утверждал обратное. Это Богородица всегда охраняла людей, которые были причастны к временному отъезду Тихвинской иконы за пределы нашей Родины.
Богородица всегда непостижимым образом охраняла как Успенскую обитель, так и сам Тихвин. Особенно это было проявлено в годы польско-шведской интервенции в начале XVII века. События героической обороны Свято-Успенского монастыря вошли в историю под названием "Тихвинское осадное сидение". Шведское войско под предводительством Якоба Делагарди несколько раз пыталось штурмовать монастырь, где нашли убежище жители Тихвина. Однако, каждая попытка по необъяснимым обстоятельствам терпела неудачу. Быть может потому, что оборонительными действиями руководила Сама Пресвятая Богородица.
В акафисте перед Тихвинской иконой можно прочитать следующие слова: оби́тель, ра́ди прише́ствия Твоея́ ико́ны созда́нную... изба́вила еси́ от враго́в, по подо́бию нечи́стых живо́тных подкопа́ти ю́ труди́вшихся... Речь здесь идёт о том, как шведы табором обосновались под стенами обители и рыли подкоп. Исторические документы тех времён не изобилуют политкорректностью, поэтому шведы за рытьё подкопов в них названы просто - "свиньями". Так что "нечистые животные" ещё даже слегка возвышенно для негодяев, которые строили планы жестокой расправы над оборонявшимися людьми с разрушением до основания храмов обители и грозивших разрубить Тихвинскую икону в щепки. "Если драка неизбежна, то нужно бить первым" - популяризированный Владимиром Путиным принцип разрушения захватнических планов блестяще сработал и в 1613 году. Вдохновлённые Пресвятой Богородицей защитники монастыря предприняли неожиданную контратаку, в результате которой шведы в панике бежали побросав ружья, знамёна и пушки. Эти трофеи до сих пор хранятся в местном музее.
Ещё один чудесный эпизод произошёл в годы Великой Отечественной войны. О нём любят рассказывать местные старожилы. Немцы пытались ковровыми бомбардировками стереть Тихвин с лица земли. Но при подлёте к городу вражеские самолёты неожиданно разворачивались и скидывали бомбы за городской чертой. Лётчики объясняли это тем, что русские применили против них какое-то секретное оружие. Во время полёта их вдруг ослепляло ярким светом так, что даже приборную панель не было видно, поэтому они были вынуждены скидывать бомбы где попало и возвращаться назад. А вот жители Тихвина наблюдали, как в столпе света над городом стоит Сама Пресвятая Богородица и оберегает Свой удел. В светских учебниках истории об этом не прочитаешь, но народная память надёжно хранит каждый случай чудесного вмешательства Царицы Небесной в наши земные перипетии.
В ноябре 1941 года немцы вывезли Тихвинскую икону на территорию Псковской области, где в годы войны действовала Псковская духовная миссия. Там икона несла своё служение до 1944 года, когда вместе с отступавшими немцами она была эвакуирована в Ригу. Рижский епископ Иоанн (Гарклавс) встретил Тихвинский образ известными евангельскими словами: "И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?" Владыка Иоанн на долгие годы стал хранителем важнейшей духовной святыни Русского Православия. Вскоре вместе со своими приёмным сыном Сергеем они оказались в среде русской эмиграции на территории Западной Европы, где лишившиеся Родины наши соотечественники всегда с огромным трепетом и любовью встречали икону Пресвятой Богородицы. В 1949 году владыка Иоанн получает назначение на кафедру в Чикаго, где и пребывает до своей кончины в 1982 году. Перед смертью владыка передал Тихвинскую икону своему сыну протоиерею Сергию с завещанием вернуть Святыню на Родину, когда там изменится отношение государства к Церкви, и в Свято-Успенском монастыре возобновится монашеская жизнь.
Впрочем об этом заграничном периоде в истории Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы как и о возвращении на Родину лучше всего узнавать от непосредственных свидетелей всех этих событий. Многие помнят, как в 2004 году с большим ажиотажем встречали эту, казалось бы утраченную, Святыню на всём пути из Чикаго в Тихвин. События грандиозные, знаменательные и во многом определяющие для нашего народа. Здесь можно не скупиться на такие эпитеты, потому что все они будут верными. После всех бурь прошедшего столетия, после всех издевательств и экспериментов над нашим многострадальным народом, наконец-то Господь смиловался над нашим Отечеством и благословил Своей Пречистой Матери снова взять под Свой омофор и в Свой удел возрождающуюся Россию. Именно так воспринималось возвращение Тихвинской иконы в родную обитель. И главным участником этого исторического торжества был русский батюшка из Чикаго - протоиерей Сергий Гарклавс.
Отцу Сергию указом Президента было предоставлено российское гражданство, выделен участок земли возле Свято-Успенского монастыря под строительство дома, а сам отец Сергий стал родным и горячо любимым для жителей Тихвина и многочисленных паломников, поток которых не иссякает и по сей день. И хоть батюшки в 2015 году не стало, о нём все и всегда говорят как о живом, и его присутствие чувствуется везде. В дом отца Сергия проводятся экскурсии, где можно познакомиться с судьбой этого удивительного человека и его супруги матушки Александры; узнать о заграничном пребывании Тихвинской иконы; вживую пообщаться с дочерью - Ольгой Сергеевной, также проживающей в Тихвине.
Мы же отправились к ещё одной значимой святыне Тихвина в Антониево-Дымский монастырь, не подозревая, что и там нас ждал рассказ об отце Сергие.
Преподобный Антоний Дымский был учеником и сподвижником прп. Варлаама Хутынского. Избегая мирской славы он удалился на пустынный берег Дымского озера, где повторил подвиг знаменитых столпников древности, молясь на верхушке камня посреди озера. Человеческой славы прп. Антонию избежать не удалось, и вскоре возле него собирается братия и основывается монастырь, грамота которому была выдана самим Александром Невским. Место это также имеет огромное духовное значение для русской земли. В 2001 году под спудом главного собора были найдены мощи прп. Антония Дымского, которые монахи промыслительно спрятали ещё в начале XV века, чтобы они не были уничтожены многочисленными захватчиками. Сегодня любой желающий может прикоснуться к этой святыне.
По дороге к озеру нас встретил знакомый иеродьякон из Свято-Успенского монастыря - отец Паисий. Увидев нашу группу он добродушно пригласил нас на монастырскую пасеку продегустировать продукты местного пчеловодства, а заодно поведать несколько историй об отце Сергие Гарклавсе и о том, как он преодолевал все трудности, чтобы Тихвин, а вместе с ним и вся Россия обрели величайшую святыню. Отец Паисий, найдя в нас весьма благодарных слушателей, не скупился на истории, которых у него было припасено довольно много, и, если бы не необходимость возвращаться в Санкт-Петербург, мы бы могли слушать доброго монаха ещё очень долго...
Наверное стоило бы сделать какое-то важное и назидательное заключение нашего рассказа, но мы этого делать не будем, поскольку паломничество - это дорога, в которой каждый находит то, что нужно именно ему. Ну, а мы будем стараться вам в этом содействовать.
P. S. Искренне благодарим за то, что дочитали до этого места и рекомендуем подписаться, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Поддержать автора: 4276 2007 0682 6703 (Сбербанк)