Найти тему

ВЭД: вопросы и ответы с Анной Фомичевой. Часть 1 — финансы и логистика в условиях санкций

Оглавление

В 2022 году мир начал жить по-новому: политика плавно перекочевала в бизнес, и теперь предприниматели вынуждены работать в условиях жестких ограничений со стороны западных стран. Ясно одно: в прежних реалиях внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) больше не работает.

В первой части из серии экспертных материалов вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» Анна Фомичева расскажет, как санкции изменили финансовую систему и нарушили привычные логистические маршруты. Каждое изменение влечёт за собой риски. Чтобы их избежать, сооснователь мультисервисной SaaS-платформы Digital VED предложит пути решения.

Анна Фомичева, резидент бизнес-сообщества «Эквиум», автор трёх книг и девяти научных работ о внешнеэкономической деятельности
Анна Фомичева, резидент бизнес-сообщества «Эквиум», автор трёх книг и девяти научных работ о внешнеэкономической деятельности

Финансовая система

Как санкции повлияли на систему международных расчетов?

Санкционные ограничения Запада начались с банковского сектора: сначала был оглашен список банков, их аффилированных и дочерних организаций, с которыми прекратили сотрудничать европейские финансовые институты. Активы этих компаний заморозили, а участников списка отключили от SWIFT — системы обмена банковскими сообщениями. Теперь участники международных расчётов не могут перевести деньги иностранным партнерам. Это касается не только зарубежных контрагентов, но и любых участников сделки: клиенты банков из «чёрного списка» не могут рассчитываться в долларах и евро с поставщиками товаров и услуг: экспедиторами, таможенными агентами, терминалами, перевозчиками и т.д.

Риски участника ВЭД

Потеря репутации

Клиентам банков из санкционного списка не получится вовремя выполнить финансовые обязательства перед поставщиками. Это повлияет на репутацию компании в глазах иностранного партнёра. Например, поставщик может отказаться от отложенного платежа или скидки на продукцию. Рост цен вынудит привлекать больше оборотных средств к расчётам, доходность с денежных инструментов упадёт.

Срыв сроков поставки

Без оплаты контрагент не отправит товарную партию, а вы понесёте убытки. Любой простой в международной логистике — это затраты, прямые или косвенные. Представим ситуацию: у вашего автомобильного завода нет импортных запчастей. Производство останавливается, сроки выполнения заказов нарушаются, а себестоимость продукта растёт, ведь нужно платить сотрудникам за дни простоя, закрывать постоянные расходы: воду, газ, свет. Вдобавок, вы заплатите неустойку, потому что нарушили условия контракта.

Резкие скачки курса валют

По данным банка ВТБ, за 20 дней курс вырос на 20 пунктов: 9 марта 2022 года за доллар давали 120 рублей, 22 февраля — 78,8 рублей. Такие перепады напрямую влияют на смету международных проектов. Представим, что на момент заключения контракта доллар стоил 79 рублей. По такому курсу в финансовую модель закладываются затраты. При цене поставки в 10.000 долларов (790.000 рублей) и средней стоимости товарной партии на российском рынке в 1.500.000 рублей, компания рассчитывала получить 300.000 рублей после вычета расходов. Но на момент расчета доллар стоит уже 120 рублей, и затраты также вырастают на 30%: вы не только платите за доставку в долларах и декларируете таможенную стоимость по новому курсу на день регистрации, но и несёте прямые убытки во время взаиморасчета с поставщиком. В итоге, получить прибыль не получится.

Есть и другие риски. Так, многие банки просто отказываются сотрудничать: они опасаются обрабатывать платежи из России, даже если платежная организация не попала под санкции. Поэтому при выборе банка общайтесь с реальным менеджером. В отличие от робота, с профессионалом можно быстро решать вопросы по переводу средств и реагировать на форс-мажоры.

Анна Фомичева (третья справа) на закрытой клубной встрече «Особенности и специфика выхода на рынок ОАЭ», 2021 год
Анна Фомичева (третья справа) на закрытой клубной встрече «Особенности и специфика выхода на рынок ОАЭ», 2021 год

Пути решения

Отказ от доллара и евро

Переведите контракты с поставщиками товаров и услуг в другую валюту. Альтернатива доллару и евро — юань, потому что между Россией и Китаем подписано соглашение о взаиморасчетах. Соглашение помогает свободно конвертировать валюты в обеих странах без участия доллара. Если перевозчик не соглашается, измените условия доставки. Например, можно оформить доставку за счёт отправителя и включить её стоимость в цену товара.

Смена банка

Иногда нельзя отказаться от расчетов в долларах и евро. Тогда можно перевести контракт в банки, который не попали под санкции. На конец апреля 2022 года подойдут Росбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит и Тинькофф банк.

Хеджирование валютных рисков

Чтобы не пострадать от скачков курса, можно хеджировать по текущей ставке. Хедж — это финансовый инструмент; с помощью него инвестор как бы обещает, что в определенную дату купит на бирже столько-то валюты по текущей ставке, а биржа в ответ обязуется продать валюту по установленному ранее курсу. При этом неважно, каким будет курс в день покупки. Вы не заработаете больше, чем запланировали, если курс в итоге понизится, но зато защитите себя от резких скачков стоимости валюты. Сейчас стоимость доллара выравнивается до предсанкционных показателей, но никто не может гарантировать, что он не вырастет вновь в самый неподходящий момент.

Логистика

Логистический сектор пострадал не меньше, чем финансовый. Пятый пакет санкций запретил европейским портам обрабатывать российские грузы, а международным автомобильным перевозчикам, зарегистрированным в России и Белоруссии, — въезд и транзит через территорию Евросоюза. Работает только транзитное сообщение с Калининградской областью. Более того, Maersk и другие крупные логистические компании из Европы ушли с российского рынка. Мы потеряли часть логистической инфраструктуры, стало меньше свободных контейнеров для перевозки, было ограничено авиасообщение — словом, много негативных последствий для участников ВЭД.

Риски участника ВЭД

Нехватка логистических маршрутов

После западных санкций практически без работы остались порты Санкт-Петербурга. Дело в том, что они не могут принимать океанские суда. Ранее океанские лайнеры перегружались на фидерные в европейских портах, но сейчас такая схема не работает. В апреле портовые терминалы работали с остатками товара и скоро остановятся полностью.

Нарушены логистические потоки из Европы: усилился надзор таможенных органов, дольше проходит консолидация на терминалах, не говоря о запрете на движение российских и белорусских перевозчиков. После запрета нужно обязательно менять тягачи на границе; это приведет к очередям на приграничных пунктах пропуска. К тому же, не на всех переходах можно удобно разместить много машин рядом с зоной таможенного контроля.

Новый транспортный коллапс, цены продолжают расти

Владивосток — единственное окно, которое позволяет доставить груз в Россию морем. Проблемы с маршрутами и уход компаний с рынка привели к скоплению контейнеров в портах города. Стоимость фрахта выросла, товары долго простаивают на терминалах и теряют в цене, а участники ВЭД несут убытки.

Пути решения

Использовать новые транспортные коридоры

Каждой компании-участнице ВЭД важна быстрая доставка, поэтому российские перевозчики ищут новые маршруты. Можно доставлять товары по железным дорогам из Китая через российские пограничные переходы, Монголию, Киргизию и Казахстан. По этим направлениям ходят скорые поезда из Китая, которые могут доставить товар за 15 дней. Альтернативой может быть доставка автомобилем или, в случае с Китаем, авиасообщение.

Найти оптимальный маршрут, рассчитать стоимость и забронировать перевозку можно на платформе Digital VED.

Импорт товаров через другие страны

Страны, которые не ввели санкции в отношении РФ, можно использовать как перевалочный пункт для доставки товаров из Европы. На апрель 2022 года посреднические схемы работают через Турцию, Сербию, Грузию. В эти страны можно без проблем доставить европейские товары, а посредники их переконсолидируют, поменяют отправителя и по новым документам поставят в Россию. Стоимость услуги — от 1% до 13% от фактурной стоимости товарной партии.

В следующей части экспертного выпуска Анна расскажет о работе с поставщиками: проблемах, рисках и решениях.