Цицерон оказался не прав, утверждая: «Когда гремит оружие, музы молчат». «Пушечный разговор» не смог заставить музы замолчать. Сотни театральных и концертных фронтовых бригад отправились в действующую армию, чтобы своим искусством воодушевлять воинов на подвиги. Среди них были актеры и работники Малого театра.
Июнь 1941 года… Театр выехал на гастроли. Одна группа играла спектакли в Донецке, другая – в Днепропетровске. Третья, под руководством Николая Александровича Анненкова, 21 июня давала шефский концерт в красноармейских лагерях под Ковелем. Война изменила все планы. Концерт прерван, а слушатели – бойцы и командиры Красной Армии в тот же день вступили в бой. Актеры этой группы оказались на передовой. Вот тогда-то спонтанно и возникла первая передвижная фронтовая бригада Малого театра. Выезжали на шахты Донбасса, выступали с концертами перед уходящими на фронт горняками. Через три дня пришел приказ из Москвы – возвращаться к месту постоянной работы.
К тому времени в Москве был создан штаб военно-шефской работы Малого театра, организовывавший выступления актеров на призывных участках, в воинских частях, в госпиталях. Начались воздушные налеты на Москву и все же, актеры давали по пять - семь выступлений ежедневно.
В августе 1941 года состоялись первые организованные поездки актеров Малого театра по фронтам. В концертах участвовала вся труппа во главе с ведущими актерами: Пашенной, Остужевым, Садовским, Турчаниновой, Гоголевой, Ильинским, Царёвым, Анненковым.
Госпитали и эвакуация
В Москву стали поступать первые раненые. Малому театру предложили шефство над госпиталем «Марьина роща».
К октябрю оставаться в Москве стало опасно, начались бомбежки. Немцы были под Вязьмой. Малый театр получил приказ об эвакуации в Челябинск. Для челябинского зрителя театр возобновил почти весь свой репертуар. Спектакли шли с аншлагом, и нередко бойцы прямо из зала уходили на фронт.
В эвакуации артисты Малого театра дали 51 шефский спектакль и более 500 концертов для бойцов Красной Армии. Театр имел свой подшефный госпиталь и в Челябинске, а вскоре взял шефство еще над двенадцатью госпиталями.
Как радовались бойцы, слушая выступления Игоря Владимировича Ильинского, блистательно исполнявшего рассказы Чехова, басни Крылова, стихи Маршака! Комиссар одного из госпиталей, передавая, от имени раненых благодарность коллективу Малого театра, справедливо отметил, что «врачи лечат тело, артисты – души».
Гостеприимный Челябинск приютил огромный коллектив Малого театра с их семьями и домочадцами. Возникшая дружба продолжается долгие годы. После войны сложилась добрая традиция проведения гастролей Малого театра в Челябинске каждые пять лет.
Фронтовые бригады
В эвакуации в Челябинске, как и в Москве, формировались выездные бригады и отправлялись на фронт. В феврале 1942 года к лётчикам выехала бригада под руководством Прова Садовского. Участница бригады, Елена Николаевна Гоголева, вспоминала, что актеры дали сорок концертов и выступили в пятнадцати пунктах Западного фронта. С тех пор концертные бригады Малого театра регулярно выступают на фронте.
Возвращение в Москву
В сентябре 1942 года Малый театр возвращается из эвакуации и сразу же приступает к репетициям новых спектаклей. И всё-таки военно-шефская работа для театра в то время стала определяющей. Актеры сыграли 79 шефских спектаклей на стационарной сцене, 76 спектаклей в Фонд Обороны и в помощь семьям фронтовиков. Коллектив Малого театра собрал на нужды обороны 452 тысячи 782 рубля, в фонд детей фронтовиков – 70000 рублей. Состоялось 3518 шефских спектаклей и концертов на агитпунктах, в клубах и палатах военных госпиталей, а также для тыловых частей. 2746 спектаклей и концертов было показано фронтовыми бригадами Малого театра и Фронтового филиала.
Условия, в которых выступали артисты
Перед нами скупые цифры статистики, но за ними четыре года предельного напряжения сил, лишений и страданий. Актеры Малого театра выступали на подводных лодках, и на крейсерах, в тесных окопах в нескольких метрах от передовой; в холод и в зной под открытым небом, когда сценой служил кузов грузовика или просто возвышение на поляне, вагонные теплушки или крохотные землянки …
Память участников фронтовых бригад хранила немало фактов истинного героизма, проявленного людьми театра. Солдатское мужество проявляли они, когда пробирались в окопы, преодолевая по-пластунски участки, простреливаемые врагом. Сколько выдержки требовалось, продолжать спектакль, когда над самодельной «сценической» площадкой пролетал фашистский самолет, или концерт прерывал сигнал к бою, из которого возвращались далеко не все, кто недавно с восторгом смотрел их выступление. Погрузив костюмы и реквизит, совсем не на комфортабельном транспорте ехали они к месту назначения: на платформах товарных вагонов, на открытых грузовиках, на торпедных катерах под пронизывающим ветром и шквальным огнем, на пределе сил. Но стоило одеться, загримироваться и выйти на импровизированную сцену, забывалась усталость. Они словно обретали новое дыхание. Зрителям военных лет нравилось, когда актеры надевали концертные костюмы, а актрисы – свои лучшие платья, даже если выступали в окопах, при минусовой температуре. А в антрактах за кулисами они кутались в пальто и кофты, пытаясь как-то согреться – простуда совершенно не предусматривалась в их жестком расписании – впереди еще десятки новых мест, где актеров ждали.
Старшее поколение артистов Малого
Вопреки всему, старшее поколение актеров Малого театра – Остужев, Пашенная, Турчанинова стремились попасть в бригаду и выехать на передовую, понимая, как нужны бойцам их выступления. Это особое поколение людей – «старики» Малого, всех их объединяла необыкновенная преданность своему делу, любовь к театру. Актеры именитые, привыкшие к определенному комфорту, не роптали, а преодолевая все трудности, болезни, в конце концов, преклонный возраст, стойко переживали военные будни и делали все возможное, чтобы быть полезными своей стране. Какое упорство проявила 72-летняя Евдокия Дмитриевна Турчанинова, добиваясь разрешения возглавить фронтовую бригаду, которая отправлялась к панфиловцам!
Малый театр организовал более двадцати фронтовых бригад, и не было такого направления на фронте, где не побывали бы их участники – от Ледовитого океана до Черного моря, от Мурманска до Севастополя. Вслед за армией артисты Малого входили в Харьков, Орел, Курск, Гомель.
Создание фронтового филиала
Сегодня мы вспоминаем и Фронтовой Филиал. Созданный в 1943 году, он стал полноценным представителем Малого театра на фронте. С первых же дней существования Филиала были организованы две параллельно действующие группы. Обе группы одновременно выезжали на фронт и одновременно возвращались в Москву для работы над созданием нового репертуара, который включал в себя не только концертные программы, но и целые пьесы. Филиал вёл работу на тринадцати фронтах, двух военно-морских флотах и дал около двух тысяч выступлений.
В среднем каждый актер пробыл на фронте от семи до восьми месяцев.
Северный флот
Весной 1944 года группа молодых артистов Малого театра – отказалась от очередного отпуска и решила провести летние месяцы в поездке по Северному флоту. В Заполярье группа находилась более полугода. В качестве транспорта для доставки бригады к местам назначения использовались торпедные катера. Северный флот особо «проэкзаменовал» актеров на выносливость. Участников бригад подстерегали то сильные шторма, когда волны буквально захлестывали катера, стремясь погрузить в холодную морскую пучину Баренцева моря, то вероятность попадания на минные поля… Не было дня, чтобы по защитникам полуострова Рыбачий – стратегическому плацдарму Заполярья – не била вражеская артиллерия с суши и моря, не бомбила вражеская авиация.
Приведем один из многочисленных отзывов офицеров-североморцев: «Торпедные катера Северного флота только что вернулись с успешно выполненного боевого задания. В водах сурового Баренцева моря потопили четырнадцать вражеских кораблей. Короткая передышка, и снова в море. На берегу торпедников ожидает коллектив Фронтового Филиала Малого театра… Выступления актеров воодушевили личный состав торпедных катеров на новые подвиги во имя Родины, мобилизуя их силы для нанесения новых сокрушительных ударов по ненавистному врагу. Личный состав выражает глубокую признательность за любовное отношение актеров к своему делу, за дружбу и связь с военными моряками, которые идут вместе со всем народом к победе над врагом нашей Родины…
По поручению группы офицеров:
Капитан 3-го ранга - Хохлин
Мл. лейтенант – Чистяков»
Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко представил участников поездки к награждению медалями «За оборону Заполярья».
Берлин
Малый театр вместе с армией прошел весь путь от Москвы до Берлина. Одна из групп Фронтового Филиала сфотографировалась у Рейхстага, в уже поверженной фашисткой Германии.
Мы у Рейхстага. Тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов. Над куполом развевается красное знамя.
С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: «Я пришел из Сталинграда»… «Я пришел из Севастополя»… «Я пришел из Киева»… «Я пришел из Одессы»…
И я не выдержала и тоже написала огромными буквами: «Мы из Москвы, от Малого театра».
(А.А ПИРОЦКАЯ, артистка вокально-вспомогательного состава)
Эскадрилья
Коллектив Малого театра, отказавшись от отпусков и выходных, собрал один миллион рублей на постройку эскадрильи истребителей, и в 1943 году обратился с просьбой дать разрешение на постройку звена боевых самолетов. Получили разрешение назвать эскадрилью именем Малого театра. Двенадцать уникальных боевых самолетов «Як-9л», с надписью на фюзеляже «Малый театр - фронту» были собраны на Тушинском машиностроительном заводе. Созданный генеральным конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым новый самолет действовал не только как истребитель, но и как штурмовик и бомбардировщик.
8 июня 1944 года на аэродроме Захарково в Химках состоялась торжественная передача эскадрильи лётчикам 909-го истребительного полка. Весь коллектив во главе со «стариками» Малого собрался на аэродроме. Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, Рыжова, Садовский, Анненков, Шатрова, Царёв вручали летчикам формуляры на самолеты.