Найти тему
Пермская судоверфь

Когда была внедрена электросварка на Пермской судоверфи? (1931 - 1941)

Архивное фото. Пароход «Пермский первенец»
Архивное фото. Пароход «Пермский первенец»

30 июля 1931 года считается датой рождения самого крупного в СССР судостроительного завода того времени - Пермской судоверфи. В течение 1931-1934 годов был заложен фундамент капитального цеха суд завода, построен жилой поселок, состоящий из бараков и квартирных домов. Появились магазины, столовая, школа, почта.

Архивное фото. Дмитрий Фёдорович Лепёшкин. Директор завода в 1932-1934 гг. под его руководством осуществлялось освоение судостроительного производства и подготовка специалистов судостроителей.
Архивное фото. Дмитрий Фёдорович Лепёшкин. Директор завода в 1932-1934 гг. под его руководством осуществлялось освоение судостроительного производства и подготовка специалистов судостроителей.

Одновременно с началом строительства завода на стапелях временной судоверфи начинают освоение строительства судов - 30 июля 1931 года также считается датой закладки первого судна на Пермской судоверфи - 150-сильного судна «Пермский первенец». Для подготовки рабочих при заводе в 1931 году было открыто фабрично-заводское училище, кроме того, на судоверфи постепенно стало распространяться индивидуальное и бригадное ученичество.

До 1936 года корпуса судов строились заклепочным способом. Работы при этом выполнялись вручную. Нагрев заклепок производился нагревальщиком прямо у рабочего места клепальщика в небольших горнах с ручными мехами. У каждого горна стояла женщина и качала ногой мех. Заклепки закладывались и расклепывались вручную кувалдами. Стоял страшный грохот, многие глохли: их называли «глухарями».

Важно отметить, что еще в 1888 году Пермский инженер Н. Г. Славянов впервые в мире применил на практике дуговую сварку металлическим (плавящимся) электродом под слоем флюса.

Граненый стакан Славянова (фото из Пермского краеведческого музея). На Чикагской электротехнической выставке 1893 года Николай Гаврилович представил публике ставший в последствии знаменитым Славяновский стакан. Славянов получил золотую медаль с формулировкой «За произведённую техническую революцию».
Граненый стакан Славянова (фото из Пермского краеведческого музея). На Чикагской электротехнической выставке 1893 года Николай Гаврилович представил публике ставший в последствии знаменитым Славяновский стакан. Славянов получил золотую медаль с формулировкой «За произведённую техническую революцию».

Применение новой технологии не заставило себя ждать и впервые в мировой практике судостроения в 1889 г. дуговая электросварка была применена Н. Г. Славяновым при постройке на Пермском пушечном заводе парохода «Редедя князь Косогский».

Архивное фото. Пароход «Редедя князь Косогский»
Архивное фото. Пароход «Редедя князь Косогский»

На Пермской судоверфи в 1933 году построен первый пароход с цельносварным корпусом. В 1934 г. на был изготовлен сварной корпус вновь строящегося буксира № 31. Буксир был построен и сдан в навигацию 1935 года. Корпус судна был изготовлен на 6 дней раньше срока, на весь объём работ затрачено 135 человеко-дней вместо 880 по плану. Сэкономлено 30% импортных материалов.

Архивное фото. Михаил Яковлевич Михалев. Работал на заводе с 1930 года электросварщиком, мастером по сварке, старшим мастером сварочного передела. Совместно с инструктором Лахновским осуществлял руководство работами по созданию в Советском Союзе сварного корпуса буксира.
Архивное фото. Михаил Яковлевич Михалев. Работал на заводе с 1930 года электросварщиком, мастером по сварке, старшим мастером сварочного передела. Совместно с инструктором Лахновским осуществлял руководство работами по созданию в Советском Союзе сварного корпуса буксира.

С 1936 года судоверфь полностью переключилась на постройку сварных буксиров на плаву по проекту завода «Ленинская кузница» (Киевское отделение Речсудопроекта). Строились также катера сварной конструкции: большая партия 14-метровых катеров была построена по проекту Горьковского Речсудопроекта для Управления Военно-морского флота. В 1937 году заводу была поручена ответственная задача постройки 8 буксирных пароходов для канала Москва - Волга. Судоверфь, имея к этому времени хорошие кадры, успешно справилась и с этой задачей.

Архивное фото. Доставка паровой машины к судну.
Архивное фото. Доставка паровой машины к судну.

В 1939 году для Печорского бассейна было сдано 12 буксиров. До начала Великой Отечественной войны было построено 135 буксирных пароходов и до 50 хозяйственных катеров. В 1940 году предприятие приступило к освоению морского 200-сильного буксира и морской сварной бензобаржи.

Ветеран завода В. С. Литвинов, бывший в годы войны заместителем начальника технического отдела вспоминал: «...производственная программа завода в связи с переходом в Главное Управление Речфлота была в корне изменена. Нам было поручено освоить постройку озерных 400-сильных буксиров и небольших озерных барж. За 1940 год и начало 1941 года по корпусам новых судов были выполнены работы по заготовке деталей и сборке элементов корпуса, готовился стапель для закладки этих судов». Но построить эти суда или хотя бы сформировать для них корпуса коллективу завода помешала война.

Параллельно строительству судов в 1936 году перед заводом была поставлена задача, не относящаяся к судостроению - освоение производства противолодочных, противокатерных, противоторпедных сетей и снаряжения к ним.

Противолодочная сетка
Противолодочная сетка

Здание инструментального цеха завода было переоборудовано: построены дополнительные деревянные помещения, смонтирована котельная установка, устроены подъездные пути и узкоколейка. Таким образом, была организована производственная площадка. Вопрос с обучением кадров, набранных из женщин-домохозяек и из основных цехов, помогли разрешить портовые рабочие Черноморского флота. К 1937 году производство сетей было освоено и продолжалось позднее. Перед началом Великой Отечественной войны предполагалось, что именно сетевая продукция станет основной для предприятия. В последствии, Пермская судоверфь выпускала сети как в годы войны, так и долгое время после нее. Работники завода изобрели не имеющий мировых аналогов специальный станок по плетению звеньев противолодочных сетей. В конце 1990-х гг. эти сети стали закупать иностранные компании (Италия, Франция) для использования в Альпах в качестве противокамнепадных.

Хочешь узнать историю развития Пермской судоверфи более подробно?
Переходи по ссылкам ниже!

Пермская судоверфь: от защитных сеток в Альпах до судов на электротяге
Пермская судоверфь28 апреля 2022