Война всегда была незаживающей раной для тех, кто воевал на фронте. Именно поэтому фронтовики, пережившие весь ад и ужас Великой Отечественной войны, не хотели вспоминать о боях и контратаках, о бомбежках и артобстрелах. Через пекло Сталинграда прошел наш земляк А.М. Абрамов.
Александр Михайлович Абрамов родился в с. Старосолдатское в 1924 году. Из большой семьи, где появилось на свет 13 детей, выжили только трое: Александр и две его сестры. Это было непростое время коллективизации. При вступлении в колхоз родителям пришлось отдать двух коров, лошадь, сельхозинвентарь, ежегодно сдавали и продукцию в счет госпоставок. Александр рано лишился отца, забота о детях полностью легла на плечи матери. Саша не доучился, с 6-ю классами образования пошел работать в колхоз. Жили впроголодь, хоть и много трудились, а здесь еще и война грянула. Он рвался на фронт - отказ по возрасту, призвали юношу в 1942-м. После небольшой военной подготовки - сразу передовая. Боевое крещение Александр Абрамов получил, защищая Сталинград.
- Наш полк оборонял Кировский район Сталинграда, - вспоминал Александр Михайлович, - бои были ожесточенные, пока не была обнаружена немецкая группировка. Вначале немцы оказывали сильное сопротивление, но нас ничто не могло сдержать. Вся немецкая группировка была взята в плен и разоружена. Недалеко от реки Царица находился штаб фельдмаршала Паулюса, один переводчик из нашей части и немецкий офицер, взятый накануне в плен, были отправлены в штаб для переговоров. Переговоры прошли успешно… На подступах к Сталинграду, который весь уже был в руинах, трудно было передвигаться – везде «кострами» были сложены трупы бойцов. Идешь, и глаза застилают слезы, в горле пересыхает. Чего мы только не насмотрелись, когда служили на передовой. Все дрожит, взрывается, свистит, один страх…
С теплотой говорит о своем отце Нина Александровна Перевозчикова. 35 лет уже нет его в живых, он рано ушел из жизни.
- Папа был сержантом, командиром отделения 89-го стрелкового полка 23 стрелковой дивизии, - рассказывает Н.А. Перевозчикова. – Вражеские пули дважды попадали в него. После первого ранения в ногу он, подлечившись в Ленинградском военном госпитале, снова вернулся на фронт, а после второго был признан инвалидом и комиссован. Долго ходил на костылях уже дома. Мне не раз приходилось возить его в Омский госпиталь в 80-х годах, осколки выходили. О подвиге солдат и нашего отца нам, детям, рассказывал фронтовой друг папы, подполковник в отставке П.Л. Минаков. По его словам, папа был смельчак, первым бросался в атаку, поднимая за собой бойцов. Несмотря на ранение и болезни, папа продолжал трудиться в сельском хозяйстве, работал зоотехником, бригадиром животноводства и птицеводства.
Александр Михайлович был счастлив в семье. С супругой Степанидой Григорьевной Александровой они поженились в 45-м. Когда сержант Абрамов воевал, Степанида наравне с другими тружениками тыла – женщинами, детьми, стариками - тянула рабочую лямку, руководствуясь призывом «Все для фронта, все для Победы!». Сельская труженица была и дояркой, и телятницей, заготавливала и возила на быках дрова, сено, солому, после войны работала сливкоотделителем, учетчиком, сборщиком молока.
Супруги Абрамовы прожили вместе более 40 лет. Вырастили 9 детей, их род продолжают 19 внуков, 26 правнуков. Степанида Григорьевна удостоена ордена «Материнская слава» трех степеней, за доблестный труд - медалями и почетными грамотами. Бережно, как семейную реликвию, хранят дети боевые награды Александра Михайловича: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги».
- Каждый год в День Победы мы собирались большой семьей, поздравляли папу, - делится Н.А. Перевозчикова, - просили рассказать о войне, но он не очень хотел бередить раны, а если что-то и вспоминал, то со слезами на глазах. Отец был хорошим человеком, прожил короткую, но достойную жизнь.