Эта серия раскрывает то, что я считаю ОСНОВНЫМИ компонентами любой великой истории. Это принципы, которыми вы должны овладеть, если хотите влиять на жизнь людей и увеличивать свой доход, независимо от того, создаёте ли вы фильм, сериал, роман, научную или учебную книгу, выступление, вебинар, блог или рекламную презентацию.
Поговорим о спорте…
Я знаю, предполагается, что речь идёт о рассказе историй, но потерпите меня ‒ даже если вы вообще не интересуетесь спортом ‒ потому что это будет иметь большое значение в ваших собственных сценариях, романах, речах и вебинарах.
В прошлые выходные я смотрел гольф, ежегодный чемпионат путешественников (Travelers Championship), турнир, который проводится уже много лет и всегда включает в себя лучших игроков.
Во время затишья в представлении (вы можете подумать, что гольф ‒ это не что иное, как большое затишье, но мне всё равно ‒ это мой любимый вид спорта) был сегмент, в котором CBS (Телевизионный канал) попросил зрителей выбрать свой любимый момент с прошлой трансляции этого самого турнира. Среди четырёх финалистов у одного был рекордно низкий результат на 18 лунках, у другого был рекорд на 9 лунках, а один закатил 7 мячей подряд.
Но, безусловно, фаворитом был 2017 год, когда Джордан Спит в плей-офф попал своим мячом в глубокий бункер у грина и в этот момент, казалось бы, был обречён на поражение. Но он принял стойку, уставился на лунку, снова посмотрел на свой мяч, а затем ударил.
Мяч перелетел через край бункера, приземлился на грин, всё ближе и ближе подкатывался к цели, пока не упал в лунку. И в этот момент Джордан Спит выиграл турнир.
Толпа с громким рёвом вскочила на ноги, Джордан подбросил свою клюшку в воздух, затем подбежал к своему кэдди и чуть не сбил его с ног ударом груди, чтобы отпраздновать свою удивительную победу. Это действительно было захватывающее событие.
Но с тех пор, как я наблюдал за этой сценой, я думал о том, почему почти 2/3 тысячи людей, принявших участие в опросе, выбрали именно это событие.
Конечно, это был потрясающий удар, но ещё более невероятные удары происходят каждый день на каждом телевизионном турнире по гольфу.
И одна из причин должна заключаться в том, что Джордан Спит ‒ очень успешный игрок в гольф с огромным количеством поклонников. Но то же самое можно сказать по крайней мере о дюжине других лучших игроков в гольф, в том числе о тех, кто стал финалистом того же опроса.
Так почему же был выбран именно этот?
Ответ довольно прост. Этим единственным ударом Джордан выиграл турнир. Всё, за что боролся и к чему стремился этот герой, разрешилось в тот момент, когда он нанёс удар.
Это была КУЛЬМИНАЦИЯ истории.
У других кандидатов были выдающиеся достижения, но ни один из них не завершил турнир ни одним потрясающим ударом, который принёс им победу. Именно это сделало достижение Джордана Спита таким эмоциональным и незабываемым.
Так и с вашими историями. Вы должны предоставить своим зрителям и читателям кульминационный момент ‒ эмоциональный пик, который завершает поиски вашего героя и решает его видимую цель раз и навсегда.
Как и в случае со спортивными передачами, почти во всех успешных фильмах, романах, историях и речах кульминационные сцены ‒ это моменты победы.
Если мы смотрели, слушали или читали вашу историю, мы сопереживали вашему герою с тех пор, как он впервые был представлен. Мы заинтересованы в результате пути, по которому он идёт, и в цели, которую он отчаянно хочет достичь.
Теперь мы хотим, чтобы ваш герой пересёк финишную черту. Мы хотим отпраздновать его победу ‒ аплодисментами, или слезами, или глубоким чувством удовлетворения.
Если в вашей истории отсутствует чёткая, видимая кульминация, вы лишили нас того пикового эмоционального переживания, на которое мы надеялись и которого ждали.
Даже в историях, где герою не удаётся достичь конечной цели, мы всё равно хотим, чтобы эта история разрешилась. Нам нужно увидеть влияние кульминации на вашего героя, чтобы мы могли лучше понять, что значит быть человеком, и как мы можем жить лучше.
После того, как вы установили кульминацию своей истории, вы можете усилить её воздействие несколькими способами:
- Убедитесь, что ваш ГЕРОЙ ‒ это персонаж, который выигрывает в соревновании, побеждает злодея или добивается успеха, а не какой-то другой персонаж, который вмешивается, чтобы спасти вашего героя или поправить положение.
- Пусть другие персонажи вашей истории станут свидетелями кульминационного момента. Затем они будут отражать и раздувать эмоции, которые испытывает ваша аудитория. Подумайте о том, как обезумевшая толпа, наблюдавшая, как мяч Джордана попадает в лунку, сделала этот момент таким запоминающимся.
Та же заразительная эмоция ощущается в фильме «Ноттинг-Хилл» (1999), когда зрительный зал, полный людей, приветствует и аплодирует Уильяму (Хью Грант) после того, как он признаётся в любви Анне (Джулия Робертс), и она соглашается.
Или подумайте о дополнительных эмоциях, когда весь зал суди становится свидетелем того, как лейтенант Кэффи (Том Круз) заставляет полковника Джессала (Джек Николсон) признать, что он приказал использовать красный код в «Несколько хороших парней» (1992).
- Никогда не отрывайтесь сразу от этого важного момента в кульминации вашей истории. Дайте вашей аудитории или читателям время испытать и впитать эмоции, которые вы так мощно вызвали.
Но помимо всех этих техник самым важным соображением при создании кульминации вашей истории является следующее: вы должны определить кульминацию, когда начинаете писать (или, по крайней мере, переписывать) свою историю.
Кульминация ‒ разрешение внешней мотивации вашего героя, видимая цель, которую он преследует с начала Акта 2 (если вы пишете сценарий или роман). И вы должны представить себе, какой будет эта кульминация, чтобы чётко установить цель вашего героя в умах читателей и зрителей.
Не раскрывайте концовку, показывая, выиграет ваш герой или проиграет, пока не наступит кульминация. И вам не нужно знать каждую деталь этой кульминационной сцены, когда вы начинаете развивать свою историю. Но пункт назначения, которого изо всех сил пытается достичь ваш герой, должен быть достаточно ясным, чтобы вы могли построить вокруг него свою историю.
Затем, когда вы, наконец, представите свою историю своим потенциальным поклонникам и подписчикам, вы должны дать кульминации чёткую развязку с реальным эмоциональным воздействием. Это то, что они ждали. И это момент, который они не забудут.
Источник: https://www.storymastery.com/writing-fundamentals/story-essentials-7-climax/